Русский язык - Диагностические работы 5 класс - Н. Н. Соловьёва 2016


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

• 1-й вариант •

• Часть А •

1. Какой пример не является словосочетанием?

    1) сильную грозу

    2) дождь заморосил

    3) вспомнить сейчас

    4) сел за стол

    Ответ: 2

    Ответ:

    3. 1) дети собирали (сущ., глагол) 2) девочка весела (сущ., прилаг.) 3) смех звонок и задорен (сущ., кр. прилаг.) 4) мы забыли (мест., глагол)

    4. 1) повеств. 2) побудит. 3) вопросит. 4) повеств.

5. Найдите восклицательное предложение и отметьте его. Знаки препинания в конце предложения не расставлены.

    1) Сидел отряд, пыхтел отряд и сочинял отчёт-доклад (...)

    2) Я ненавижу слово «спать» (...)

    3) В пятом классе среди нас всех забавней Атанас (...)

    4) Я приехал на Кавказ, вылез в горы первый раз (...)

    Ответ: 2

6. Запишите номера предложений, в которых пропущены запятые.

(1) В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. (2) Спина у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная шапочка. (3) Это синица а в сад она прилетает за жучками. (4) Большой вред они наносят садам. (5) Одни грызут листья на фруктовых деревьях другие портят плоды. (6) Возьмёшь яблоко разломишь а внутри червяк. (7) Вот этих вредителей ловит синица. (8) Увидит зорким глазом добычу схватит её клювом и съест. (9) А клюв у синицы тонкий в любую щёлку пролезет. (10) Много разных жучков съедает она за день. (11) Даже не верится что у маленькой птички может быть такой аппетит. (12) Люди называют синицу сторожем наших садов. (По Г. Скребицкому.)

    Предложения ...

    Ответ: 3, 5, 6, 8, 9, 11

7. Отметьте нераспространённое предложение.

    1) Шла осень.

    2) Орешник пожух, облетел и вдруг серёжки надел.

    3) Волшебник сидел на серой туче и разбрасывал снежинки.

    4) Ветер разносил снежинки.

    Ответ: 1

8. Какое из приведённых предложений является сложным? Знаки препинания не расставлены.

    1) Когда-то во Франции существовал такой вид спорта в котором карликов кидали в длину.

    2) Он был отменён за грубость и жестокость.

    3) Но против этого запрета выступил карлик Мануэль Вейкенгейм (рост 1,20 м).

    4) Он объявил голодовку потом обратился в Международный европейский суд.

    Ответ: 1

9. Проверьте, правильно ли выписаны определения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    На золотом листе с синего неба тихо спустился великий художник Сентябрь.

    1) (на) золотом (листе)

    2) (с) синего (неба)

    3) великий (художник)

    4) тихо (спустился)

    Ответ: 4

10. Проверьте, правильно ли выписаны дополнения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    Титанами в древности величали великанов, которые были настоящими силачами, поэтому неспроста титаном называют очень прочный и лёгкий металл.

    1) титанами (величали)

    2) великанов (величали)

    3) (называют) металл

    4) (называют) неспроста

    Ответ: 4

11. Проверьте, правильно ли выписаны обстоятельства из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    В этот месяц лета по краям оврага и на поляне было огромное множество земляники и душистых колокольчиков.

    1) в этот месяц лета (было)

    2) (множество) колокольчиков

    3) по краям оврага (было)

    4) на поляне (было)

    Ответ: 2

12. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире. Знаки препинания не расставлены.

    1) Северный олень живёт в тундре.

    2) Он большой а питается низеньким растением.

    3) Оно похоже на мох и называется ягель.

    4) Приручённый олень первый помощник местных жителей.

    Ответ: 4

13. Найдите предложение с однородными членами. Знаки препинания не расставлены.

    1) На золотом листе с синего неба тихо спустился великий художник Сентябрь.

    2) И теперь каждый день всё больше на земле следов его волшебной кисти.

    3) Всё вокруг становится неведомо прекрасным.

    4) Сжатое поле из серой пустыни стало вдруг богатырским щитом старой бронзы с синими и лиловыми самоцветами лужиц.

    Ответ: 4

14. Укажите предложение, в котором будет уместна постановка обращения.

    1) Расскажу я тебе такую сказку.

    2) Кошка вскочила на подоконник и сбила вазочку.

    3) Облака по небу ползли медленно.

    4) Всем известно, что сорока любит пострекотать, поболтать.

    Ответ: 1

15. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

    1) На этом острове, стоит тесно несколько ёлок, под ними я и присел отдохнуть.

    2) Вой волков, шорох дождей в рыжей хвое мешали спать путникам.

    3) Солнышко пригрело, утки устроились на отмели и решили уснуть.

    4) Стало уже жарко, когда Егорка проснулся после бессонной ночи в поле.

    Ответ: 1

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

Это письмо вашей ровесницы.

«(1) У нас в пятом классе учится мальчик. (2) Он небольшого роста, худенький и всех слабее. (3) Зато он лучше всех соображает в математике и многим помогает решать задачи, объясняет. (4) Но несколько мальчишек из нашего класса, которые гораздо сильней, почти каждый день его обижают или бьют.

(5) Зачем они это делают? (6) Ведь он никому не причиняет зла. (7) Неужели они думают, что он хуже их? (8) А может быть, они ему завидуют, что он их умнее?

Татьяна»

16. О чём/о ком этот текст?

1) о мальчике

2) о зависти

3) о добре и зле

4) об отношениях между одноклассниками

Ответ: 4

17. В каком предложении текста выражена основная мысль?

1) в восьмом

2) во втором

3) в третьем

4) в шестом

Ответ: 1

18. Напишите письмо-ответ (5 — 6 предложений), в котором посоветуйте Тане, как ей поступить в сложившейся ситуации.

2-й вариант

• Часть А •

1. Какой пример не является словосочетанием?

1) бассейн строился

2) часто вздыхать

3) белка с шишкой

4) первый в строю

Ответ: 1

2. Впишите слова так, чтобы получились словосочетания.

1) ... подъём

2) ... влево

3) украсил ...

4) опасным ...

3. Подчеркните главные члены предложения и запишите, какими частями речи они выражены.

    Ответ:

    3. 1) кто не наследит (мест., глагол) 2) ребёнок здоров и весел (сущ., кр. прилаг.) 3) тыква — овощ (сущ., сущ.) 4) река бунтовала и разливалась (сущ., глагол)

    4. 1) вопросит. 2) повеств. 3) вопросит. 4) побудит.

5. Найдите восклицательное предложение и отметьте его. Знаки препинания в конце предложения не расставлены.

1) Три дня, три ночи напролёт шёл пир горой, гулял народ(...)

2) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём(...)

3) Открыт в библиотеке больничный книжный зал(...)

4) Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт(...)

Ответ: 2

6. Запишите номера предложений, в которых пропущены запятые.

(1) Я здешней тайги хозяин. (2) Меня зовут Косолапым и Топтыгиным. (3) Это мои сказочные прозвища но это несправедливо. (4) Какой же я косолапый? (5) Я быстрый и ловкий. (6) Могу в лесу лося догнать на дерево могу вскарабкаться. (7) Даже рыбу из воды выхватить умею и на берег лапой выбросить. (8) И не Топтыгин я вовсе. (9) Я по всему лесу хожу, иногда так тихо, что веточка не хрустнет. (10) Если я побегу, то меня сложно догнать. (11) Почему меня назвали медведем? (12) Потому что я знаю и ведаю где искать мой любимый мёд! (По Г. Юрмину и А. Дитриху.)

Предложения ...

Ответ: 3, 6, 12

7. Отметьте нераспространённое предложение.

1) Волшебник сидел на серой туче и разбрасывал снежинки.

2) Ветер разносил снежинки.

    3) Снежинки кружились.

    4) Они сказочно мерцали.

    Ответ: 3

8. Какое из приведённых предложений является сложным? Знаки препинания не расставлены.

    1) Вид спорта по киданию карликов в длину был отменён за грубость и жестокость.

    2) Карлик Мануэль Вейкенгейм (рост 1,20 м) выступил с протестом.

    3) Он заявил что запрет на его кидание означает для него потерю ежемесячного дохода.

    4) Также Мануэль настаивал на сохранении традиций.

Ответ: 3

9. Проверьте, правильно ли выписаны определения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    В крепких руках незнакомого аквалангиста был необычный сосуд из глины, который походил на древнюю амфору.

    1) (в) крепких (руках)

    2) необычный (сосуд)

    3) который (походил)

    4) (на) древнюю (амфору)

    Ответ: 3

10. Проверьте, правильно ли выписаны дополнения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    Всё кругом дышало бодростью, свежестью, сверкало яркостью красок, благоухало лесными запахами.

    1) (дышало) бодростью

    2) (благоухало) запахами

    3) (дышало) кругом

    4) (сверкало) яркостью красок

    Ответ: 3

11. Проверьте, правильно ли выписаны обстоятельства из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    Тогда мальчик понял, что нужно вылезать из воды, но передумал и решил ещё разок нырнуть в прозрачную воду.

    1) тогда (понял)

    2) (нужно вылезать) из воды

    3) (нырнуть) ещё разок

    4) (в) прозрачную (воду)

    Ответ: 4

12. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире. Знаки препинания не расставлены.

    1) Оленьи упряжки возят по тундре грузы и людей.

    2) Главный враг оленя полярный волк.

    3) Это самый большой волк на свете.

    4) Для людей он тоже очень опасен.

    Ответ: 2

13. Найдите предложение с однородными членами. Знаки препинания не расставлены.

    1) На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна клёнов.

2) Теперь каждый день всё больше на земле следов осени.

    3) Берёзовые опушки вдруг приподнялись засветились полными солнца кудрями.

4) Всё вокруг становится прекрасным.

Ответ: 3

14. Укажите предложение, в котором будет уместна постановка обращения.

1) Собака жевала хлеб и оглядывалась по сторонам.

2) Скажи, почему у людей кожа разного цвета?

3) Радуга раскинулась через всё видимое пространство.

4) Кружка разбилась на мелкие кусочки.

Ответ: 2

15. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

1) Мальчик бежал по лужам, и его ноги быстро промокли.

    2) Тарелки были такие блестящие и так здорово звенели, чтобы ещё лучше и сильнее звучал марш.

    3) На следующий день мама уехала к подруге, и велела нам не баловаться.

4) Мы сильно волновались, но всё же справились с заданием.

Ответ: 3

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

Это письмо вашей ровесницы.

«(1) у нас в пятом классе учится мальчик. (2) Он небольшого роста, худенький и всех слабее. (3) Зато он лучше всех соображает в математике и многим помогает решать задачи, объясняет. (4) Но несколько мальчишек из нашего класса, которые гораздо сильней, почти каждый день его обижают или бьют.

(5) Зачем они это делают? (6) Ведь он никому не причиняет зла. (7) Неужели они думают, что он хуже их? (8) А может быть, они ему завидуют, что он их умнее?

Татьяна»

16. О чём этот текст?

1) о зависти

2) о добре и зле

3) об отношениях между одноклассниками

4) о сочувствии к слабому

Ответ: 3

17. В каком предложении текста выражена основная мысль?

1) в первом

2) в четвёртом

3) в восьмом

4) в шестом

Ответ: 3

13. Напишите письмо-ответ (5 — 6 предложений), в котором посоветуйте Тане, как ей поступить в сложившейся ситуации.

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Какой пример не является словосочетанием?

    1) старый скрипач

    2) играл на скрипке

    3) воробьи чирикали

    4) прыгать от счастья

    Ответ: 3

2. Впишите слова так, чтобы получились словосочетания.

    Ответ: 3. 1) дети побаивались, любили (сущ., глагол) 2) кукла предназначалась (сущ., глагол) 3) он приедет (мест., глагол) 4) день мрачен и уныл (сущ., кр. прилаг.)

4. Укажите при помощи стрелочек, к каким видам по цели высказывания относятся приведённые предложения. Знаки препинания в конце предложений не расставлены.

    Ответ: 1) побудит. 2) вопросит. 3) повеств. 4) вопросит.

5. Найдите восклицательное предложение и отметьте его. Знаки препинания в конце предложения не расставлены.

1) Наши птицы, наши звери нас уже не узнают(...)

2) Кто же был он, этот важный, любознательный турист(...)

3) Ах, это вы виноваты(...)

4) Я приехал на Кавказ, сел на лошадь в первый раз(...)

Ответ: 3

6. Запишите номера предложений, в которых пропущены запятые.

(1) Слова «честность» «честь» похожи на слово «чистота». (2) Честным мы называем такого человека, который не притворяется. (3) А ещё он не трусит и не лжёт. (4) Честный человек правдив и смел умеет дружить. (5) Он любит и уважает своих близких знакомых и даже незнакомых людей. (6) На честного человека всегда можно положиться. (7) Поэтому его все уважают верят ему. (8) Такой человек умеет радоваться удаче своих друзей. (9) Такой человек никогда никому не завидует. (10) Если вы будете стараться вести себя вежливо и честно, то у вас со временем выработается сильная воля и твёрдый характер. (11) Тогда о вас смогут сказать:

— Этот человек может сам себя воспитывать.

Предложения ...

Ответ: 1, 4, 5, 7

7. Отметьте нераспространённое предложение.

1) Воробышек сильно замёрз и нахохлился.

2) Рядом сидела печальная ворона.

3) Ворона жаловалась.

4) Она жаловалась на тяжёлую воронью жизнь.

Ответ: 3

8. Какое из приведённых предложений является сложным? Знаки препинания не расставлены.

1) Я люблю булки плюшки батоны и кексы!

    2) Я люблю хлеб и торты и пирожные и пряники тульские хоть медовые хоть с глазурью.

    3) Сушки я люблю тоже и баранки и бублики пирожки с мясом повидлом капустой и с рисом.

    4) Я люблю выпечку и особенно ватрушки если они свежие но чёрствые тоже годятся.

    Ответ: 4

9. Проверьте, правильно ли выписаны определения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    Сбросили лесные старцы белые шапки, отряхнули с бород длинные сосульки, повели могучими плечами, помахали еловыми ветвями.

    1) могучими (плечами)

    2) с бород (сбросили)

    3) лесные (старцы)

    4) еловыми (ветвями)

    Ответ: 2

10. Проверьте, правильно ли выписаны дополнения из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    Медаль присуждена за первое в мире прохождение Северного морского пути на яхте в составе кругосветного плавания.

    1) (за прохождение) первое в мире

    2) (присуждена) за прохождение

    3) (за прохождение) Северного морского пути

    4) (за прохождение) на яхте

    Ответ: 1

11. Проверьте, правильно ли выписаны обстоятельства из данного предложения. Обозначьте неверный пример.

    В лес уже прилетели разные птицы, и все они порхают между деревьями, прыгают проворно и поют.

    1) (прилетели) уже

    2) (порхают) между деревьями

    3) прилетели (птицы)

    4) (прыгают) проворно

    Ответ: 3

12. Найдите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены.

    1) Николай Андреевич Литау знаменитый путешественник яхтенный капитан.

    2) 1 марта 2001 года ему была вручена высшая награда Британского королевского крейсерского клуба.

    3) Это одна из самых почётных и значительных наград.

    4) Он один из немногих наших соотечественников, кто удостоился этой награды.

    Ответ: 1

13. Найдите предложение с однородными членами. Знаки препинания не расставлены.

    1) По краю тёмных ельников забили розовые вишнёвые багряные фонтаны осин.

    2) Это художник Сентябрь решил так раскрасить унылые краски осени.

    3) Теперь каждый день всё больше на земле следов его волшебной кисти.

    4) И осинки один из его прекрасных шедевров!

    Ответ: 1

14. Укажите предложение, в котором будет уместна постановка обращения.

    1) Мальчик не выпускал жука из коробка.

    2) Туман заволакивал вершины гор.

    3) Вокруг ног хозяйки вертелась всякая живность.

    4) День сегодня морозный, одевайся теплей!

    Ответ: 4

15. В каком предложении неверно расставлены знаки препинания?

1) Со щита прыгнула и удрала куда-то кошачья тень.

    2) Микрофон был похож на чёрную грушу, которая торчала на блестящей палке.

    3) Мама высыпала пряники на стол и сказала, что дети могут есть.

    4) Книжка была большая и к маминому приходу дети не осилили и половины.

    Ответ: 4

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.

Это письмо вашей ровесницы.

«(1) У нас в пятом классе учится мальчик. (2) Он небольшого роста, худенький и всех слабее. (3) Зато он лучше всех соображает в математике и многим помогает решать задачи, объясняет. (4) Но несколько мальчишек из нашего класса, которые гораздо сильней, почти каждый день его обижают или бьют.

(5) Зачем они это делают? (6) Ведь он никому не причиняет зла. (7) Неужели они думают, что он хуже их? (8) А может быть, они ему завидуют, что он их умнее?

Татьяна»

16. О чём этот текст?

1) об отношениях между одноклассниками

2) о сочувствии к слабому

3) о нравственности

4) о поведении

Ответ: 1

17. В каком предложении текста выражена основная мысль?

1) в восьмом

2) в седьмом

3) во втором

4) в третьем

Ответ: 1

18. Напишите письмо-ответ (5 — 6 предложений), в котором посоветуйте Тане, как ей поступить в сложившейся ситуации.