Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014

Диагностические работы
Синтаксис. Пунктуация

Неосложнённое списывание

1. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Выпишите и разберите по два именных и глагольных словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений 1-го абзаца. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Объясните постановку знаков препинания. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Как-то на обратном пути из Петровского в Михайловское я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага светились маленькие озёра. Солнце садилось. С лесной поляны я увидел высокую грозу. Она поднималась над Михайловским, росла и росла на вечернем небе. Глухой пушечный гром долетал от неё, и ветер вдруг прошумел на поляне. (54 слова)

(По К. Паустовскому)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные в корне; разделительный Ь; гласные в приставках; большая буква в именах собственных.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях.

2. Допишите начало текста. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Выпишите и разберите по два именных и глагольных словосочетания. Подчеркните грамматические основы предложений 1-го абзаца. Укажите, чем выражены подлежащие и сказуемые. Объясните постановку знаков препинания. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Бледные розовые лепестки медленно отделялись от чашечек, плыли вниз, грациозно кружились в прозрачном воздухе. Они кружились и бесшумно ниспадали на нежную траву. Хмельной, жаркий, чистый воздух нежился в лучах1 яркого солнца. Мохнатые, бархатные шмели с окраской в полоску беспрерывно гудели певучим баском. Суетливые пчёлы сверкали брюшками, быстрыми точками таяли в бескрайней синеве хрустального воздуха.

(По А. Грину)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях.

Осложнённое списывание

3. Составьте схемы 1-го, 4-го, 5-го предложений. Объясните лексическое значение выделенных слов.

1. Ж..л-был на поле серен..кий Зайчик и ж..ла Л..сичка-Сестричка. 2. Вот п..шли заморо..ки пол..нял Зайка.

3. Нат..скал Зайка лубочков построил себе избу4. 4. Пришла в..сна да согн..ла снег л..дяной дв..рец Лисы растаял да под гору и сб..жал1. 5. Вот з..плакал Зайчик и пошёл куда гл..за гл..дят повстр..чал красного П..туха. 6. Л..са дверь приотворила и выскочила а П..тух пос..лился с Зайчиком в его избушке. 7. Зайка г..ворит: «Вряд ли Петенька ты Л..су выг..нишь». (64 слова)

(По В. Далю)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях; знаки препинания в предложениях с прямой речью; знаки препинания при обращении.

Ответ:

Жил-был на поле серенький Зайчик и жила Лисичка-Сестричка. 2. Вот пошли заморозки, полинял Зайка. 3. Натаскал Зайка лубочков, построил себе избу. 4. Пришла весна да согнала снег, ледяной дворец Лисы растаял да под гору и сбежал. 5. Вот заплакал Зайчик и пошёл куда глаза глядят, повстречал красного Петуха. 6. Лиса дверь приотворила и выскочила, а Петух поселился с Зайчиком в его избушке. 7. Зайка говорит: «Вряд ли, Петенька, ты Лису выгонишь».

4. Составьте схемы 1-го, 2-го, 5-го, 6-го предложений. Подчеркните грамматическую основу 4-го предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.

1. Сн..гурочка с дер..ва слезла Жуч..ка подб..жала всё личико обл..зала и пов..ла девоч..ку домой. 2. Пришло лето поспели яг..ды з..вут подру..ки Сн..гуроч..ку в лес по яго..ки. 3. Сн..гурочка сама просит..ся ягодок побрать и на лес посм..треть. 4. Отпустили её ст..рики дали кузовок и пиро..ка кусок4. 5. Яго..ки девоч..ки н..брали а Сн..гурочку в л..су пот..ряли. 6. День1 прошёл и н..стал вечер. (54 слова)

(По В. Далю)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; гласные в приставках.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложных предложениях.

Ответ:

Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, всё личико облизала и повела девочку домой. 2. Пришло лето, поспели ягоды, зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. 3. Снегурочка сама просится ягодок побрать и на лес посмотреть. 4. Отпустили её старики, дали кузовок и пирожка кусок. 5. Ягодки девочки набрали, а Снегурочку в лесу потеряли. 6. День прошел, и настал вечер.

Тесты

5. Обведите номера правильных ответов.

1. Слово стол является главным в словосочетании:

1) школьный стол;

2) вынести стол;

3) ножка стола;

4) накрыть стол.

Ответ: 1

2. Главное слово не является именем существительным в словосочетании:

1) беседа с друзьями;

2) беседовать с друзьями;

3) дружеская беседа;

4) беседа по душам.

Ответ: 2

3. Зависимое слово является именем прилагательным в словосочетании:

1) контрольная работа;

2) контролировать работу;

3) работа под контролем;

4) оформить работу.

Ответ: 1

Проверяемые умения: умение находить главное и зависимое слово в словосочетании; умение определять, к какой части речи относится главное и зависимое слово в словосочетании; умение определять словосочетание по схеме.

Ответ к заданию 4: 2

Ответ к заданию 5: 2

6. Обведите номера правильных ответов.

1. Главные члены неправильно определены в предложении:

Ответ: 3

2. По цели высказывания предложения бывают:

1) сложными;

2) восклицательными;

3) вопросительными;

4) распространёнными.

Ответ: 3

3. Побудительным является предложение:

1) Почему вы вчера не пришли?

2) Приходите завтра к нам.

3) Вчера мы пришли очень поздно.

4) Вечером никто уже не мог прийти.

Ответ: 2

4. Вопросительным не может быть предложение:

1) Дедушка придёт сегодня

2) Приходи, дедушка, поскорее

3) Не сегодня ли собирается прийти дедушка

4) Приведёшь своего дедушку

Ответ: 2

5. Восклицательным является предложение:

1) Дом стоял на берегу

2) Да что же может быть лучше жизни

3) Наш дом очень старый

4) Когда был дом построен

Проверяемые умения: умение определять главные члены предложения; умение определять предложения по цели высказывания и по интонации.

Ответ: 2

7. Обведите номера правильных ответов.

1. Однородные члены есть в предложении:

1) Плакаты висели повсюду на домах столбах заборах.

2) Мальчики разожгли костёр а девочки приготовили еду.

3) Друзья пришли вовремя и мы успели на поезд.

4) Дождь целый день барабанил по крыше.

Ответ: 1

2. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Русский язык история и литература — интересные предметы.

2) В школе мы изучаем разные предметы: русский язык, литературу, математику.

3) Я долго учил правило, и так его и не запомнил.

4) Я погасил костер потом пошёл вниз по реке.

Ответ: 2

3. Все знаки препинания расставлены в предложении:

1) Ой вы гости-господа долго ль ездили?

2) Кудесник ты лживый, безумный старик!

3) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

4) Чего тебе надобно старче?

(А. Пушкин)

Ответ: 3

4. Схема

соответствует предложению:

1) По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показался свет.

2) Каштанка прижалась к какому-то подъезду, стала горько плакать.

3) Он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, она с голодухи всё это съела быстро.

4) Она говорит равнодушно и постепенно привыкает.

(А. Чехов)

Ответ: 3

5. Все знаки препинания расставлены в предложении:

1) Телефонный аппарат помещался в крошечной передней и около него стоял соломенный стул без спинки.

2) Кошка озиралась на меня широко раскрытыми глазами, в них я читал изумление и требовательный вопрос.

3) В трубке вдруг что-то щёлкнуло и крякнуло и из неё раздался резкий голос телефонистки.

4) Солнце уже зашло и над рекой уже поднимался туман.

(А. Куприн)

Проверяемые умения: умение определять главные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания в сложном предложении и предложении с однородными членами.

Ответ: 2