Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014

Диагностические работы
Орфография

Осложнённое списывание

13. Обозначьте условия выбора орфограмм — разделительные Ъ и Ь. Объясните лексическое значение выделенных слов.

1. Я бр..саю в форточ..ку кусоч..ки1 хлеба для в..роб..ёв. 2. Один в..робей з..драл гол..ву вып..тил груд.. и долбит этот же кусок сверху. 3. Хвост у в..роб..ишки к..ротен..кий з..гривок вз..ерошенный на сп..не одно пёрышко сломано и торчит кверху. (Н. Носов). 4. Ноч..ю1 рыбы под в..дой встр..чает..ся в два раза бол..ше, чем днём. 5. Ещё п..ют в зарослях солов..и а под н..гами в тр..ве гудят шм..ли.

(ж-л «Муравейник»). (57 слов)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; гласные в приставках; разделительные Ь и Ъ; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов.

Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая между частями сложного предложения.

Ответ:

Я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьёв. 2. Один воробей задрал голову, выпятил грудь и долбит этот же кусок сверху. 3. Хвост у воробьишки коротенький, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху. (Н. Носов). 4. Ночью рыбы под водой встречается в два раза больше, чем днём. 5. Ещё поют в зарослях соловьи, а под ногами в траве гудят шмели.

14. Обозначьте условия выбора орфограмм — Безударные проверяемые гласные в корне слова. Объясните лексическое значение выделенных слов.

1. В г..лубом небе с..яло со..нце. 2. В тр..ве стр..котали кузнечики в воздухе жужжали слепни н..сились бабоч..ки. 3. Шмел.. начал выкачиват.. нектар из цв..тка. 4. На самом со..нцепеке пчёлы увидели высокий цв..ток иван-чая. 5. Л..дники тают выс..ко в г..рах ливни прол..вают..ся в в..рхов..ях рек. (40 слов)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные; употребление Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться в глаголах; раздельное писание предлогов.

Пунктуация: запятая между частями сложного предложения.

Ответ:

В голубом небе сияло солнце. 2. В траве стрекотали кузнечики, в воздухе жужжали слепни, носились бабочки. 3. Шмель начал выкачивать нектар из цветка. 4. На самом солнцепеке пчёлы увидели высокий цветок иван-чая. 5. Ледники тают высоко в горах, ливни проливаются в верховьях рек.

Выборочное списывание

15. Объясните лексическое значение выделенных слов. Выпишите сначала слова с проверяемыми согласными в корне, затем — с непроизносимыми согласными в корне. Дополните каждую из групп 2-мя своими примерами.

1. Говорила мышка мышке:

— До чего люблю я книжки1!

Не могу я их прочесть,

Но зато могу их съесть.

2. На свете старушка

Спокойно жила,

Сухарики ела

И кофе пила.

И был у старушки

Породистый пёс1,

Косматые уши

И стриженый нос.

Старушка сказала:

— Открою буфет

И косточку

Пуделю

Дам на обед.

3. Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я — известный мастер

По столярной части.

4. — Ты очень скверный ученик, —

Вздохнув, сказала мать.

— Возьми ужасный свой дневник

И отправляйся спать.

5. Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,

Лестницы и двери.

    (С. Маршак)

Орфография: проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне.

16. Выпишите сначала слова с проверяемыми согласными в корне, затем — с непроизносимыми согласными в корне. Дополните каждую из групп 2-мя примерами. Объясните лексическое значение выделенных слов.

1. Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —

Пора, красавица, проснись...

    (А. Пушкин)

2. И вот сентябрь! замедля свой восход1,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

     (Е. Баратынский)

3. Мой друг! Что может быть милей1

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая...

    (Н. Языков)

4. Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

    (Н. Некрасов)

5. Мне грустно! меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с берёзы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

    (А. Майков)

Орфография: проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне.

Словарные диктанты

17. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Л..сной, м..розный, в..ршина, пог..сить, в..сенний, бр..вно, к..льцо, р..са, х..лмистый, в..ковой, ч..совой, св..тлеть, гл..деть 1, см..треть, хв..тать. (15 слов)

Орфография: безударные проверяемые гласные в корне.

Ответ:

Лесной, морозный, вершина, погасить, весенний, бревно, кольцо, роса, холмистый, вековой, часовой, светлеть, глядеть, смотреть, хватать.

18. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.

Дру(г,к)1, ги(б,п)кий, ше(ф,в)ский, дер(з,с)кий, про(с, з)ьба, ро(д,т), тру(д,т), ко(с,з)ьба, хо(д,т)ьба, стри(ж,ш), шала(ш,ж), стол(б,п), гвоз(д,т)ь, ре(з,с)кий, ре(д,т)кий. (15 слов)

Орфография: проверяемые согласные в корне.

Ответ:

Друг, гибкий, шефский, дерзкий, просьба, род, труд, косьба, ходьба, стриж, шалаш, столб, гвоздь, резкий, редкий.

19. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Ч..совой, ж..вой1, щ..вель, ш..пы, площ..дь, ж..знь, ч..десный, щ..ка, ж..раф, пощ..да, ч..хлый, ш..петь, ш..нель, добыч.., ч..вство. (15 слов)

Орфография: буквы И, У, А после шипящих.

Ответ:

Часовой, живой, щавель, шипы, площадь, жизнь, чудесный, щука, жираф, пощада, чахлый, шипеть, шинель, добыча, чувство.

20. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.

В..юнок, обез..яна, об..ездх, п..еса, сер..ёзный, друз..я, раз..ярённый, руч..и, об..яснить, с..язвить, руж..ё, сем..я, пред..юбилейный, п..еса, с..ёмка. (15 слов)

Орфография: разделительные Ь и Ъ.

Ответ:

Вьюнок, обезьяна, объезд, пьеса, серьёзный, друзья, разъярённый, ручьи, объяснить, съязвить, ружьё, семья, предъюбилейный, пьеса, съёмка.

21. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.

Мыш.., кирпич1, (много) луж.., полноч.., товарищ.., доч.., шалаш.., мощ.., дрож.., муж.., (тихий) плач.., чувствует.., стрич..ся, участвуеш.., несёш..ся. (15 слов)

Орфография: Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Ответ:

Мышь, кирпич, (много) луж, полночь, товарищ, дочь, шалаш, мощь, дрожь, муж, (тихий) плач, чувствуешь, стричься, участвуешь, несёшься.

22. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Выспат..ся, сбивает..ся, закаляет..ся, топчет..ся, борот..ся, спускает..ся, напечатат..ся, добирает..ся, одеват..ся, бьёт..ся, рват..ся, дерёт..ся, вьёт..ся засмеят..ся, разнесёт..ся. (15 слов)

Орфография: -тся и -ться в глаголах.

Ответ:

Выспаться, сбивается, закаляется, топчется, бороться, спускается, напечататься, добирается, одеваться, бьётся, рваться, дерёся, вьётся, засмеяться, разнесётся.

Объяснительные диктанты

23. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

(Л. Н. Толстой)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буквы И, А после шипящих; разделительный Ь; безударные окончания имён прилагательных; -тся и -ться в глаголах; НЕ с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.

Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

24. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.

Однажды зимою выгнали охотники из берлоги медведицу и убили её.4 Подошли к медведице и услышали крик. Залезли в берлогу1 и вытащили двух маленьких медвежат. Ну совсем игрушечные! Мягкие, толстые. Медвежата увидели солнце, лес, начали возиться, кувыркаться в снегу. Родились они под снегом и ещё не видели вольного света. Людей медвежата тоже видели первый раз и их не опасались. Медведица не научила их бояться человека. Медвежата хватали охотников за валенки, за полушубки. (71 слово)

(По Г. Скребицкому)

Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; НЕ с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.

Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.

Тесты

25. Обведите номера правильных ответов.

1. Буква А пропущена в слове:

1) л..вить (рыбу); 

2) пол..скать (бельё);

3) нав..рить (картошки);

4) нак..лоть (дров).

Ответ: 3

2.Буква Я пропущена в слове:

1) сн..гирь; 

2) т..жёлый;

3) зал..зать (на гору);

4) прим..рять (костюм).

Ответ: 2

3. Буква Ш пропущена в слове:

1) подру..ка; 

2) кру..ка;

3) ча..ка;

4)стру..ка.

Ответ: 3

4. Буква Д пропущена в слове:

1) красо..ка; 

2) ва..ка;

3) нахо..ка;

4) крова..ка.

Ответ: 3

5. Буква Т пропущена в слове:

1) вку..ный; 

2) чудес..ный;

3) опас..ный;

4) прелес..ный.

Ответ: 4

Орфография: проверяемые безударные гласные в корне; согласные буквы в корне.

26. Обведите номера правильных ответов.

1. Буква И пропущена в слове:

1) ш..пы;  

2) щ..вель;

3) ж..на;  

4) оч..ровать.

Ответ: 1

2. Буква А пропущена в слове:

1) ч..модан; 

2) ч..решня;

3) уч..щённый (пульс);

4) расч..щать.

Ответ: 3

3. Буква Ь пропущена в слове:

1) с..едобный (гриб);

2) сер..ёзный (человек);

3) под..ём (суета);

4) с..езд.

Ответ: 2

4. Буква Ь пропущена в слове:

1) берёт..ся (за ум); 

2) моет..ся;

3) оглядет..ся; 

4) скроет..ся.

Ответ: 3

5. Буква Ь пропущена в слове:

1) багаж..;  

2) грач...;

3) тягач..;  

4) лож.. .

Ответ: 4

Орфография: разделительные Ъ и Ь; Ь после шипящих в конце имён существительных; написание -тся и -ться; буквы И и У после шипящих; безударные проверяемые гласные в корне.