Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Орфография
Осложнённое списывание
13. Обозначьте условия выбора орфограмм — разделительные Ъ и Ь. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Я бр..саю в форточ..ку кусоч..ки1 хлеба для в..роб..ёв. 2. Один в..робей з..драл гол..ву вып..тил груд.. и долбит этот же кусок сверху. 3. Хвост у в..роб..ишки к..ротен..кий з..гривок вз..ерошенный на сп..не одно пёрышко сломано и торчит кверху. (Н. Носов). 4. Ноч..ю1 рыбы под в..дой встр..чает..ся в два раза бол..ше, чем днём. 5. Ещё п..ют в зарослях солов..и а под н..гами в тр..ве гудят шм..ли.
(ж-л «Муравейник»). (57 слов)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; гласные в приставках; разделительные Ь и Ъ; -тся и -ться в глаголах; раздельное написание предлогов.
Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая между частями сложного предложения.
Ответ:
Я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьёв. 2. Один воробей задрал голову, выпятил грудь и долбит этот же кусок сверху. 3. Хвост у воробьишки коротенький, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху. (Н. Носов). 4. Ночью рыбы под водой встречается в два раза больше, чем днём. 5. Ещё поют в зарослях соловьи, а под ногами в траве гудят шмели.
14. Обозначьте условия выбора орфограмм — Безударные проверяемые гласные в корне слова. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. В г..лубом небе с..яло со..нце. 2. В тр..ве стр..котали кузнечики в воздухе жужжали слепни н..сились бабоч..ки. 3. Шмел.. начал выкачиват.. нектар из цв..тка. 4. На самом со..нцепеке пчёлы увидели высокий цв..ток иван-чая. 5. Л..дники тают выс..ко в г..рах ливни прол..вают..ся в в..рхов..ях рек. (40 слов)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; непроизносимые согласные; употребление Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться в глаголах; раздельное писание предлогов.
Пунктуация: запятая между частями сложного предложения.
Ответ:
В голубом небе сияло солнце. 2. В траве стрекотали кузнечики, в воздухе жужжали слепни, носились бабочки. 3. Шмель начал выкачивать нектар из цветка. 4. На самом солнцепеке пчёлы увидели высокий цветок иван-чая. 5. Ледники тают высоко в горах, ливни проливаются в верховьях рек.
Выборочное списывание
15. Объясните лексическое значение выделенных слов. Выпишите сначала слова с проверяемыми согласными в корне, затем — с непроизносимыми согласными в корне. Дополните каждую из групп 2-мя своими примерами.
1. Говорила мышка мышке:
— До чего люблю я книжки1!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
2. На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела
И кофе пила.
И был у старушки
Породистый пёс1,
Косматые уши
И стриженый нос.
Старушка сказала:
— Открою буфет
И косточку
Пуделю
Дам на обед.
3. Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я — известный мастер
По столярной части.
4. — Ты очень скверный ученик, —
Вздохнув, сказала мать.
— Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать.
5. Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.
(С. Маршак)
Орфография: проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне.
16. Выпишите сначала слова с проверяемыми согласными в корне, затем — с непроизносимыми согласными в корне. Дополните каждую из групп 2-мя примерами. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись...
(А. Пушкин)
2. И вот сентябрь! замедля свой восход1,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
(Е. Баратынский)
3. Мой друг! Что может быть милей1
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая...
(Н. Языков)
4. Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. Некрасов)
5. Мне грустно! меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с берёзы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
(А. Майков)
Орфография: проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне.
Словарные диктанты
17. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Л..сной, м..розный, в..ршина, пог..сить, в..сенний, бр..вно, к..льцо, р..са, х..лмистый, в..ковой, ч..совой, св..тлеть, гл..деть 1, см..треть, хв..тать. (15 слов)
Орфография: безударные проверяемые гласные в корне.
Ответ:
Лесной, морозный, вершина, погасить, весенний, бревно, кольцо, роса, холмистый, вековой, часовой, светлеть, глядеть, смотреть, хватать.
18. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.
Дру(г,к)1, ги(б,п)кий, ше(ф,в)ский, дер(з,с)кий, про(с, з)ьба, ро(д,т), тру(д,т), ко(с,з)ьба, хо(д,т)ьба, стри(ж,ш), шала(ш,ж), стол(б,п), гвоз(д,т)ь, ре(з,с)кий, ре(д,т)кий. (15 слов)
Орфография: проверяемые согласные в корне.
Ответ:
Друг, гибкий, шефский, дерзкий, просьба, род, труд, косьба, ходьба, стриж, шалаш, столб, гвоздь, резкий, редкий.
19. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Ч..совой, ж..вой1, щ..вель, ш..пы, площ..дь, ж..знь, ч..десный, щ..ка, ж..раф, пощ..да, ч..хлый, ш..петь, ш..нель, добыч.., ч..вство. (15 слов)
Орфография: буквы И, У, А после шипящих.
Ответ:
Часовой, живой, щавель, шипы, площадь, жизнь, чудесный, щука, жираф, пощада, чахлый, шипеть, шинель, добыча, чувство.
20. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.
В..юнок, обез..яна, об..ездх, п..еса, сер..ёзный, друз..я, раз..ярённый, руч..и, об..яснить, с..язвить, руж..ё, сем..я, пред..юбилейный, п..еса, с..ёмка. (15 слов)
Орфография: разделительные Ь и Ъ.
Ответ:
Вьюнок, обезьяна, объезд, пьеса, серьёзный, друзья, разъярённый, ручьи, объяснить, съязвить, ружьё, семья, предъюбилейный, пьеса, съёмка.
21. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенного слова.
Мыш.., кирпич1, (много) луж.., полноч.., товарищ.., доч.., шалаш.., мощ.., дрож.., муж.., (тихий) плач.., чувствует.., стрич..ся, участвуеш.., несёш..ся. (15 слов)
Орфография: Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.
Ответ:
Мышь, кирпич, (много) луж, полночь, товарищ, дочь, шалаш, мощь, дрожь, муж, (тихий) плач, чувствуешь, стричься, участвуешь, несёшься.
22. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Выспат..ся, сбивает..ся, закаляет..ся, топчет..ся, борот..ся, спускает..ся, напечатат..ся, добирает..ся, одеват..ся, бьёт..ся, рват..ся, дерёт..ся, вьёт..ся засмеят..ся, разнесёт..ся. (15 слов)
Орфография: -тся и -ться в глаголах.
Ответ:
Выспаться, сбивается, закаляется, топчется, бороться, спускается, напечататься, добирается, одеваться, бьётся, рваться, дерёся, вьётся, засмеяться, разнесётся.
Объяснительные диктанты
23. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(Л. Н. Толстой)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буквы И, А после шипящих; разделительный Ь; безударные окончания имён прилагательных; -тся и -ться в глаголах; НЕ с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
24. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Однажды зимою выгнали охотники из берлоги медведицу и убили её.4 Подошли к медведице и услышали крик. Залезли в берлогу1 и вытащили двух маленьких медвежат. Ну совсем игрушечные! Мягкие, толстые. Медвежата увидели солнце, лес, начали возиться, кувыркаться в снегу. Родились они под снегом и ещё не видели вольного света. Людей медвежата тоже видели первый раз и их не опасались. Медведица не научила их бояться человека. Медвежата хватали охотников за валенки, за полушубки. (71 слово)
(По Г. Скребицкому)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; непроизносимые согласные в корне; гласные в приставках; буквы Е и И в окончаниях имён существительных; -тся и -ться в глаголах; НЕ с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.
Тесты
25. Обведите номера правильных ответов.
1. Буква А пропущена в слове:
1) л..вить (рыбу);
2) пол..скать (бельё);
3) нав..рить (картошки);
4) нак..лоть (дров).
Ответ: 3
2.Буква Я пропущена в слове:
1) сн..гирь;
2) т..жёлый;
3) зал..зать (на гору);
4) прим..рять (костюм).
Ответ: 2
3. Буква Ш пропущена в слове:
1) подру..ка;
2) кру..ка;
3) ча..ка;
4)стру..ка.
Ответ: 3
4. Буква Д пропущена в слове:
1) красо..ка;
2) ва..ка;
3) нахо..ка;
4) крова..ка.
Ответ: 3
5. Буква Т пропущена в слове:
1) вку..ный;
2) чудес..ный;
3) опас..ный;
4) прелес..ный.
Ответ: 4
Орфография: проверяемые безударные гласные в корне; согласные буквы в корне.
26. Обведите номера правильных ответов.
1. Буква И пропущена в слове:
1) ш..пы;
2) щ..вель;
3) ж..на;
4) оч..ровать.
Ответ: 1
2. Буква А пропущена в слове:
1) ч..модан;
2) ч..решня;
3) уч..щённый (пульс);
4) расч..щать.
Ответ: 3
3. Буква Ь пропущена в слове:
1) с..едобный (гриб);
2) сер..ёзный (человек);
3) под..ём (суета);
4) с..езд.
Ответ: 2
4. Буква Ь пропущена в слове:
1) берёт..ся (за ум);
2) моет..ся;
3) оглядет..ся;
4) скроет..ся.
Ответ: 3
5. Буква Ь пропущена в слове:
1) багаж..;
2) грач...;
3) тягач..;
4) лож.. .
Ответ: 4
Орфография: разделительные Ъ и Ь; Ь после шипящих в конце имён существительных; написание -тся и -ться; буквы И и У после шипящих; безударные проверяемые гласные в корне.