Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Лексика
Неосложнённое списывание
27. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных в тексте слов. Подчеркните в словах из первого предложения известные вам орфограммы.
Однажды Никита сидел на гребне канавы и глядел1, как по берегу верхнего пруда по ровному зелёному выгону ходит табун. Почтенные мерины, опустив шеи, быстро рвали ещё короткую траву, обмахивались хвостами. Кобылы оборачивали головы, смотрели за жеребятами. Жеребята на длинных, слабых, толстых в коленках ногах бегали рысью кругом матерей, боялись далеко отходить, пили молоко, отставляли хвост. (55 слов)
(По А. Толстому)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; раздельное написание предлогов с другими словами; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
28. Объясните лексическое значение выделенных в тексте слов. Подчеркните известные вам орфограммы.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно вам...
Чтобы знать, как писать1,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно.
(Энциклопедия «Я познаю мир»)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; раздельное написание предлогов с другими словами; Ь для обозначения мягкости согласных; проверяемые согласные в корне.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
29. Озаглавьте текст. Найдите и подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Продолжите текст 2—3 предложениями.
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья. Что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба покорно склонили тяжёлые головы скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам4. (56 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь разделительный; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в предложении с однородными членами.
30. Озаглавьте текст. Найдите и подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Продолжите текст 2 — 3 предложениями.
Волны птиц — как прилив и отлив: то накатятся, то отхлынут. И у живого этого птичьего моря тоже есть свои берега. Это тучи живые, как настоящие тучи, то рассеиваются и редеют1, подобно туману, то сгущаются и темнеют, как грозовые облака. А вдруг оно, это облако, однажды высохнет и испарится? Ведь рассеиваются же настоящие облака!4
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буквы И, А после шипящих; Ь разделительный; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Осложнённое списывание
31. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Багульник — б..лотное растение. Это кустарник с бел..ми соцветиями, которые очен.. похож.. на зонтик. Л..п..стки цв..тков багульника настолько яркие, что св..ркают даже ноч..ю.1 Когда цв..тёт багульник, б..лото кажет..ся в сн..гу. Даже з..мой1 лист..я багульника (не) обл..тают и остают..ся з..лёными. Они словно (не) зам..чают наступления м..розов. Багульник коварен. Это ядовитое растение, и от его зап..ха кружит..ся г..л..ва. Растёт дурманящий кустарник по с..седству с голубикой. (61 слово)
(По материалам периодической печати)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; раздельное написание предлогов с другими словами; -тся и -ться в глаголах; разделительный Ь; НЕ с глаголами; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
Ответ:
Багульник — болотное растение. Это кустарник с белыми соцветиями, которые очень похожи на зонтик. Лепестки цветков багульника настолько яркие, что сверкают даже ночью. Когда цветёт багульник, болото кажется в снегу.
Даже зимой листья багульника не облетают и остаются зелёными. Они словно не замечают наступления морозов.
Багульник коварен. Это ядовитое растение, и от его запаха кружится голова. Растёт дурманящий кустарник по соседству с голубикой.
32. Озаглавьте текст. Письменно объясните значение выделенных в тексте слов.
Я ст..ял на б..р..гу. Грус..ное оч..рование ночи привл..кало меня. Воздух был полон чуткой яс..ности и совсем (не) нарушался ноч..ными звуками. Он как будто застыл в пугливом ожидании... Но стоит треснут.. л..дине, и м..розная ноч.. вся содр..гнёт..ся и загудит. Камен.. оборвёт..ся из-под м..ей н..ги — и надолго наполнит..ся чуткое м..лчание ночи слухами и ре(з, с)кими 1 отг..лосками. (60 слов)
(По В. Короленко)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; раздельное написание предлогов с другими словами; Ь для обозначения мягкости согласных; НЕ с глаголами; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
Ответ:
Я стоял на берегу. Грустное очарование ночи привлекало меня. Воздух был полон чуткой ясности и совсем не нарушался ночными звуками. Он как будто застыл в пугливом ожидании... Но стоит треснуть льдине, и морозная ночь вся содрогнётся и загудит. Камень оборвётся из-под моей ноги — и надолго наполнится чуткое молчание ночи слухами и резкими отголосками.
Тесты
33. Обведите номера правильных ответов.
1. Однозначным является слово:
1) тюль;
2) корень;
3) гребень;
4) стрелка.
Ответ: 1
2. Многозначным является слово:
1) изморозь;
2) футболист;
3) клетка;
4) шарада.
Ответ: 3
3. Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:
1) глубокая рана;
2) глубокое чувство;
3) глубокая река;
4) глубокая скорбь.
Ответ: 3
4. Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:
1) Птица летит.
2) Бабочка летит.
3) Время летит.
4) Самолёт летит.
Ответ: 3
Проверяемые умения: умение определять однозначные и многозначные слова; умение находить слова в прямом и переносном значении.
34. Обведите номера правильных ответов.
1. Однозначным является слово:
1) ретивый;
2) золотой;
3) седой;
4) книжный.
Ответ: 4
2. Многозначным является слово:
1) тюлевый;
2) железный;
3) синонимический;
4) лексический.
Ответ: 2
3. Слово холодный употреблено в прямом значении в словосочетании:
1) холодный ветер;
2) холодный взгляд;
3) холодный приём;
4) холодная война.
Ответ: 2
4. Слово золотая употреблено в прямом значении в словосочетании:
1) золотая брошь;
2) золотая осень;
3) золотая молодёжь;
4) золотой характер.
Ответ: 1
Проверяемые умения: умение определять однозначные и многозначные слова; умение находить слова в прямом и переносном значении.