Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Морфемика. Орфография
Неосложнённое списывание
35. Озаглавьте текст. Разберите выделенные слова по составу. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
Леопард — воплощение гибкости, изящества и скрытности. Его привлекательная пятнистая шкура красивая и неповторимая. Она украшена розеткой из черноватых пятен с жёлтой сердцевиной. Да ещё янтарные глаза в придачу! Такой наряд1 помогает леопарду отлично маскироваться и быть незаметным и среди травы, и в зарослях кустарника. А ещё он хитер и осторожен. Он мягко ходит1 и бесшумно крадётся. (56 слов)
(По материалам периодической печати)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в предложении с однородными членами.
36. Озаглавьте текст. Разберите выделенные слова по составу. Подчеркните известные вам орфограммы.
Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших колокольчиков. На одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел. Стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил и полетел.
Красная стрекоза на моих глазах проснулась и улетела. И кузнечики в огромном числе посыпались из-под ног. Среди них были голубоватые и ярко-красные. (58 слов)
(По М. Пришвину)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
37. Озаглавьте текст. Найдите в тексте и выпишите однокоренные слова. Определите способ их образования. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов. Продолжите текст 2 — 3 предложениями.
Любовь к лесу родилась у меня в детстве 4. Я никогда не забуду то лето, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину Брянских лесов. Всё казалось мне удивительным и таинственным. Днём лесной край предстал передо мной во всей своей мощи и нетронутой красоте. Любимым занятием нас всех, мальчишек, было лазание на вековые сосны. Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до пышных летних облаков. (67 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
38. Озаглавьте текст. Подберите однокоренные слова к выделенным словам. Определите способ образования этих слов. Найдите слова с чередованием в корне. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Продолжите текст 2 — 3 предложениями.
Река слегка искрилась под серебристым и грустным светом луны, которая стояла над горами. С дальнего берега ложилась густая тень, вдали неясно виднелись береговые сопки. Они уходили всё дальше и дальше и сопровождали плавные повороты Лены. Становилось жутко и грустно при виде этой огромной ледяной пустыни1. (46 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
39. Найдите слова с орфограммой-буквой О — А в корне -лаг-/ -лож- и подчеркните их. Подчеркните другие известные вам орфограммы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Сотни бурливых ручейков торопятся к реке из-под прошлогодней опавшей листвы. Будто кто её тут разложил. (Н. Колпакова) 2. Проплыла бабочка-парусник, вытянув и сложив свой 1 ласточковый хвост. (В. Набоков) 3. Я, махнув рукой на рассказы 2 туземцев, полагался только на собственное чувство направления. (К. Паустовский) 4. От отца к нему (Ване) перешли незлобивость, расположение к морям. (К. Паустовский). 5. На следующее утро сторож открыл комнату, где располагались вещи отца. (А. Гайдар) (55 слов)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; буквы О — А в корне -лаг-/-лож-.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
40. Найдите слова с орфограммой-буквой О — А в корне -раст-/ -рос- и подчеркните их. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. С давних времён этот город пропитался запахом нефти и совсем лишился растительности. 2. Лет тридцать назад один молодой охотник2 отправился в лес на охоту и устроил засаду из поросли железняка. Через много лет ветви крепко срослись. 3. У берегов наросла стеклянная полоска льда1. 4. Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с зарослями ивы и ольхи. (И. Соколов-Микитов). 4. Озёрные берега заросли зелёными дубами и липами. (В. Солоухин). 5. На дюнах растёт трава, её зовут живучкой. (К. Паустовский) (66 слов)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; буквы О — А в корнях -раст-/-рос-.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
41. Найдите слова с орфограммой-буквой 3 и С на конце приставок и подчеркните их. Подчеркните другие известные вам орфограммы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Воробей истосковался за зиму по живой воде. 2. Каждая лужа — как распахнутая в ночное2 небо окно. (Н. Сладков) 3. Кувшин треснул1 и рассыпался на мелкие части. (К. Паустовский) 4. Пёс тихо и жалобно взвизгивал. Он настораживал чуткие уши и внимательно вглядывался в беспросветную серую мглу. (В. Короленко) 5. Дикобразов беспощадно истребляли. Люди охотились за иглами, которые шли на изготовление безделушек. (И. Соколов-Микитов) (50 слов)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; 3 и С на конце приставок.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
42. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов. Найдите слова с орфограммой-буквой 3 и С на конце приставок и подчеркните их. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения.
С трудом продираемся сквозь заросли ежевики, которая больно кусает нас за колени, выходим на опытный участок. Двухэтажные здания высятся посреди ровной площади. На заросшей травою поляне собака делает стойку1. Я подхожу ближе. Из куста ежевики с громким криком свечою вырывается, отливает золотом старый фазан. Перед крыльцом здания цветы. Хотя наступила зима, ещё пламенеют бутоны роз. Зеленой шапкой возвышается над клумбой чайный2 куст. Раньше на том месте, где раскинулся опытный участок, поднимался густой, непролазный лес. Пастухи, что спускались с гор, разбивали здесь свою временную кочевку. (84 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; 3 и С на конце приставок; буквы О — А в корне -рос-/-раст-.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
43. Найдите слова с орфограммой-буквой 3 и С на конце приставок и подчеркните их. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
В один из морозных вечеров я был испуган восклицанием Михаила Ивановича. Оказалось, что мы оба заснули в возке. И когда проснулись, то увидели себя на льду, под каменистым2 берегом, в безлюдной местности. Колокольчика не было слышно, возок стоял неподвижно, лошади были распряжены, ямщик исчез, и Михайло Иванович протирал глаза с испугом и удивлением.
Вскоре недоумение наше рассеялось. Я вгляделся в ровный каменный берег, который уходил стеной вдаль и искрился под лучами полного месяца. Скоро тропинка исчезла, а в расселинах скал светился высокий крест якутской могилы... (85 слов)
(По В. Короленко)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; 3 и С на конце приставок.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
44. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов. Найдите слова с орфограммой-буквой 3 и С на конце приставок и подчеркните их. Подчеркните известные вам орфограммы в словах из последнего предложения.
Мы были шагах в трёхстах от живого розового острова, когда птицы зашевелились. Они были обеспокоены приближением лодки. Птицы расправляли крылья, взлетали одна за другой, выстраивались в длинную2 вереницу. Красная вереница отражалась в зеркальной глади залива, затейливо извивалась. Скоро она исчезла за горизонтом. Бесконечной лентой извивалась над заливом вереница чудесных птиц. Мы любовались этой картиной и долго следили, как на наших глазах рассеивается в воздухе очаровательный розовый остров1. (67 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; разделительный Ь; 3 и С на конце приставок.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Осложнённое списывание
45. Найдите слова с нулевым окончанием. Разберите эти слова по составу. Определите значение нулевого окончания в каждом из этих слов. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Как х..р..ша Москва в..сною,
Как х..р..ша в..сна в Москве!
Над этой пёстрою гр..мадой
Ден.. яркий блещет в с..неве.
Благоухан..я полон воздух,
Он веет мягкой т..плотой,
И упоител..ная нега
Несёт..ся сла(д, т)кою струей.
Всё дышит ж..зн..ю1 и в..сел..ем,
Всё праз..нует цв..тущий май:
С..ды з..лёным ожерел..ем
Перепл..лись из края в край. (48 слов)
(П. Вяземский)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться в глаголах; проверяемые согласные в корне.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
Ответ:
Как хороша Москва весною,
Как хороша весна в Москве!
Над этой пёстрою громадой
День яркий блещет в синеве.
Благоуханья полон воздух,
Он веет мягкой теплотой,
И упоительная нега
Несётся сладкою струей.
Всё дышит жизнью и весельем,
Всё празднует цветущий май:
Сады зелёным ожерельем
Переплелись из края в край.
46. Найдите слова с нулевым окончанием. Разберите эти слова по составу. Определите значение нулевого окончания в каждом из этих слов. Объясните лексическое значение выделенных слов.
С х..лмов Москвы вперяю очи
В ш..рокий, дал..ний1 небосклон:
Монастыри, л..са и сёла
Кр..суют..ся со всех ст..рон.
Поившая своей в..лною
Д..вно м..нувшие в..ка,
Там в..ёт..ся светлой п..лосою
См..ренная Москва-река.
Её изгибами игриво
Об..яты жатвы и луга:
Карамзиным красноречиво
Её воспеты б..рега. (41 слово)
(П. Вяземский)
Орфография: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; Ъ разделительный; -тся и -ться в глаголах.
Пунктуация: запятая в предложении с однородными членами.
Ответ:
С холмов Москвы вперяю очи
В широкий, дальний небосклон:
Монастыри, леса и сёла
Красуются со всех сторон.
Поившая своей волною
Давно минувшие века,
Там вьётся светлой полосою
Смиренная Москва-река.
Её изгибами игриво
Объяты жатвы и луга:
Карамзиным красноречиво
Её воспеты берега.
47. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков букв. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Я так ра..чувствовался, что к м..ему горлу даже подступил комок. (В. Губарев) 2. Я, махнув1 рукой на ра..сказы туземцев, полагался только на собственное чувство направления. 3. Мама очень ра..трогалась и даже (с, з)делала вид, будто (не) замечает, что я в ботинках лежу на д..ване. (В. Губарев) 4. Мален..кий городок был бе..звучен и бе..люден. (Н. Сладков) 5. Волшебник чуточку ра..сердился. 4 (В. Губарев) 6. По вечерам мы с Михалычем занимались не только ра..боркой, налаживанием рыболовных и охотничьих принадлежностей. (Г. Скребицкий) 7. Порывы тёплого ветра ра..качивали траву, и она шелестела бе..прерывно и ровно. (В. Губарев) (72 слова)
Орфография: буквы 3 и С на конце приставок.
Пунктуация: запятая в сложном предложении и в предложении с однородными членами.
Ответ:
Я так расчувствовался, что к моему горлу даже подступил комок. (В. Губарев) 2. Я, махнув рукой на рассказы туземцев, полагался только на собственное чувство направления. 3. Мама очень растрогалась и даже сделала вид, будто не замечает, что я в ботинках лежу на диване. (В. Губарев) 4. Маленький городок был беззвучен и безлюден. (Н. Сладков) 5. Волшебник чуточку рассердился. (В. Губарев) 6. По вечерам мы с Михалычем занимались не только разборкой, налаживанием рыболовных и охотничьих принадлежностей. (Г. Скребицкий) 7. Порывы тёплого ветра раскачивали траву, и она шелестела беспрерывно и ровно. (В. Губарев)
48. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков букв. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Котята2 подр..сли и стали вести самостоятельный образ жизни. 2. Нетерпение моё возр..стало. 3. Прибавила кукушка к пятку чужих1 яичек своё шестое, а птенчиков не полжюдины выр..сло, а всего один. (Н. Сладков) 4. Первый раз я встретил внучку Керн на сыпучем косогоре, где р..сли когда-то три знаменитые сосны. 5. Мы стояли, окружённые пышной тропической р..стительностью. (В. Губарев) 6. В самом деле тулуп, из которого успел я выр..сти, был немножко для него узок. (А. Пушкин) 7. Меж полем и дорогою густая липа выр..сла. (Н. Некрасов) (69 слов)
Орфография: буквы О — А в корне -раст-/-рос-.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
Ответ:
Котята подросли и стали вести самостоятельный образ жизни. 2. Нетерпение моё возрастало. 3. Прибавила кукушка к пятку чужих яичек своё шестое, а птенчиков не полжюдины выросло, а всего один. (Н. Сладков) 4. Первый раз я встретил внучку Керн на сыпучем косогоре, где росли когда-то три знаменитые сосны. 5. Мы стояли, окружённые пышной тропической растительностью. (В. Губарев) 6. В самом деле тулуп, из которого успел я вырасти, был немножко для него узок. (А. Пушкин) 7. Меж полем и дорогою густая липа выросла. (Н. Некрасов)
49. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков букв. Объясните лексическое значение выделенного слова.
1. Генерал подош..л к нему сзади, крепкими руками взял за щ..ки и стал делать из его лицо кота. (Б. Зайцев) 2. Ночная бабочка, похожая на комок серого ш..лка-сырца, садится на ра..крытую книгу. (К. Паустовский) 3. Кругом пели, свистели и щ..лкали птицы, мощно шумел прибой. (В. Губарев) 4. В тишине я отч..тливо услышал нар..стающий шум морского прибоя. (В. Губарев) 5. Весной звонче белощ.жие2 синички1 поют. (Н. Сладков) 6. Тяж..лые шаги затихли: послышались лёгкие, торопливые. (Н. Сладков) 7. Мы почему-то говорим ш..потом — боимся спугнуть ра..свет. (К. Паустовский)
Орфография: буквы Ё — О после шипящих в корне; буквы 3 и С на конце приставок.
Пунктуация: запятая в предложении с однородными членами.
Ответ:
Генерал подошёл к нему сзади, крепкими руками взял за щёки и стал делать из его лицо кота. (Б. Зайцев) 2. Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу. (К. Паустовский) 3. Кругом пели, свистели и щёлкали птицы, мощно шумел прибой. (В. Губарев) 4. В тишине я отчётливо услышал нарастающий шум морского прибоя. (В. Губарев) 5. Весной звонче белощёкие синички поют. (Н. Сладков) 6. Тяжёлые шаги затихли: послышались лёгкие, торопливые. (Н. Сладков) 7. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. (К. Паустовский)
Словарные диктанты
50. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Сл..гать, пол..жить, сл..жение, пол..гать, предл..гать, разл..жить, прил..гать, отл..жить, сл..гаемое, подл..жить, пол..жение, распол..гаться. (12 слов)
Орфография: буквы О — А в корне -лаг-/-лож-.
Ответ:
Слагать, положить, сложение, полагать, предлагать, разложить, прилагать, отложить, слагаемое, подложить, положение, располагаться.
51. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Р..стение, пор..сль, р..стительность, зар..сли, отр..сль, водор..сли, р..сток, выр..стить, ср..слись, подр..стать, р..сточек, разр..статься. (12 слов)
Орфография: буквы О — А в корне -раст-/_рос-.
Ответ:
Растение, поросль, растительность, заросли, отрасль, водоросли, росток, вырастить, срослись, подрастать, росточек, разрастаться.
52. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Ш..pox, ш..лк, ш..в, ж..лтый, крыж..вник, пч..лка, капюш..н, ж..лудь, ж..рдочка, ч..лка, прич..ска, ч..рствый. (12 слов)
Орфография: буквы Ё — О после шипящих в корне.
Ответ:
Шорох, шёлк, шов, жёлтый, крыжовник, пчёлка, капюшон, жёлудь, жёрдочка, чёлка, причёска, чёрствый.
53. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Ра..смотреть, и..давать, бе..радостный, ра..писной, ра..шевелить, и..мучиться, (с,з)дружиться, во..питать, ра..крыть, ра..жечь, бе..покоить, в..крикнуть. (12 слов)
Орфография: буквы 3 и С на конце приставок.
Ответ:
Рассмотреть, издавать, безрадостный, расписной, расшевелить, измучиться, сдружиться, воспитать, раскрыть, разжечь, беспокоить, вскрикнуть.
54. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Ц..фра, (с) улиц.., традиц..я, ц..рк, ц..плёнок, акац..я, ц..ркуль, ц..ган, ц..кнуть, на ц..почках, ц..трус, лекц..я. (12 слов)
Орфография: буквы И — Ы после Ц.
Ответ:
Цифра, (с) улицы, традиция, цирк, цыплёнок, акация, циркуль, цыган, цыкнуть, на цыпочках, цитрус, лекция.
Объяснительные диктанты
55. Придумайте начало текста. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Поч..ки ра..крывают..ся. Они ш..коладные2 и с з..лёными хв..стами. На каждом хв..сте в..сит бол..шая капля. Воз..мёш.. одну поч..ку, разотрёш.. между пал..цами. Потом долго пахн..т ароматной см..лой берёзы, тополя или черёмухи. Веч..р тёплый. Тиш..на. И вот начинает..ся ш..пот между дерев..ями. Б..рёза белая р..стёт рядом с другой белой б..рёзой и с ней переш..птывает..ся. Осинка м..лодая вышла на п..ляну1 и з..вёт к себе такую же з..лёную осинку. Черёмуха черёмухе под..ёт ветку с ра..крытыми поч..ками. Люди звуками перекл..каю..ся, а дерев..я перекл..кают..ся ароматом и ш..рохом. (78 слов)
(По М. Пришвину)
Орфография: безударные гласные в корне слова; буквы 3 и С на конце приставок; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь после шипящих; буквы О—А в корнях -раст-/-рос-.
Пунктуация: запятая в сложных предложениях; запятая между однородными членами предложения.
Ответ:
Почки раскрываются. Они шоколадные и с зелёными хвостами. На каждом хвосте висит большая капля.
Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами. Потом долго пахнет ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.
Вечер тёплый. Тишина. И вот начинается шёпот между деревьями. Берёза белая растёт рядом с другой белой берёзой и с ней перешёптывается. Осинка молодая вышла на поляну и зовёт к себе такую же зелёную осинку. Черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками.
Люди звуками перекликаются, а деревья перекликаются ароматом и шорохом.
56. Придумайте начало текста. Озаглавьте текст. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Бледные р..зоватые2 л..пестки отд..лялись от ч..шечек, плыли, грациозно круж..лись в воздухе. Они круж..лись, как кружат.. ся мотыл..ки, и б..сшумно ни..падали на ра..стилавшуюся под дерев..ями тр..ву.
Жаркий воздух нежился в луч..х яркого со..нца. Ябл..ни1 ст..яли тихие и сп..койные, а мохнатые шм..ли с окрас..кой в п..лоску бе..прерывно гудели п..вучим б..ском. Суетливые пч..лы св..ркали брюшками и таяли в бе..крайней с..неве хрустал..ного воздуха4. (57 слов)
(По А. Грину)
Орфография: безударные гласные в корне слова; буквы 3 и С на конце приставок; Ь для обозначения мягкости согласных; буквы О—Ё после шипящих в корне.
Пунктуация: запятая в сложных предложениях; запятая между однородными членами предложения.
Ответ:
Бледные розоватые лепестки отделялись от чашечек, плыли, грациозно кружились в воздухе. Они кружились, как кружатся мотыльки, и бесшумно ниспадали на расстилавшуюся под деревьями траву.
Жаркий воздух нежился в лучах яркого солнца. Яблони стояли тихие и спокойные, а мохнатые шмели с окраской в полоску беспрерывно гудели певучим баском. Суетливые пчёлы сверкали брюшками и таяли в бескрайней синеве хрустального воздуха.
57. Придумайте начало текста. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Старые б..рёзы цв..тут. З..лотистые с..рёжки скрывают от нас уже ра..крытые мален..кие л..сты. На м..лодых б..рёзах везде р..стут яркие з..лёные листики. Но лес весь серый или ш..коладный. В эту пору встр..чает..ся черёмуха и поражает св..ими бол..шими и яркими лист..ями. Кукушка п..ёт самым соч..ным2 гол..сом. Соловей учит..ся, настраивает..ся. Из-под ч..рной л..сной 1 в..ды выб..вают..ся и ра..крывают..ся ж..лтые цв..ты. (55 слов)
(По М. Пришвину)
Орфография: безударные гласные в корне слова; буквы 3 и С на конце приставок; Ь для обозначения мягкости согласных; Ь разделительный; -тся и -ться; буквы О—Ё после шипящих в корне; буквы А — О в корнях -раст-/-рос-.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения.
Ответ:
Старые берёзы цветут. Золотистые серёжки скрывают от нас уже раскрытые маленькие листы. На молодых берёзах везде растут яркие зелёные листики. Но лес весь серый или шоколадный. В эту пору встречается черёмуха и поражает своими большими и яркими листьями.
Кукушка поёт самым сочным голосом. Соловей учится, настраивается. Из-под чёрной лесной воды выбиваются и раскрываются жёлтые цветы.
58. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Моро(з,с) ещё на дв..ре. Но особый моро(з,с), в..сенний. С з..лёных осин к..пель, но капел..ки не дол..тают до з..мли, зам..рзают. На солнеч..ной 2 ст..роне дерев..ев в..да бл..стит, а т..невая затянута матовым панц..рем л..да. Порыжели ивняки, ол..ховые зар..сли полиловели. Днём плавят..ся сн..га, ноч..ю пощ..лкивает моро(з,с). Пришла п..ра заяч..их песен и х..роводов.4 Как зайц.. поют, по н..чам слышно. А как х..роводят, в темноте не видно. Но по следам всё понять можно. Шла пр..мая заяч..я тр..па. И вдруг закружила петлями! Не стр..шны им сейчас л..сиц..2 и филины. Всю зиму ж..ли в страх.., прятались и м..лчали. Довольно! (91 слово)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; буквы О—Ё после шипящих в корне; буквы О — А в корне -рос-/-раст-; буквы И — Ы после Ц; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая в сложных предложениях; запятая при однородных членах предложения.
Ответ:
Мороз ещё на дворе. Но особый мороз, весенний. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли, замерзают.
На солнечной стороне деревьев вода блестит, а теневая затянута матовым панцирем льда.
Порыжели ивняки, ольховые заросли полиловели. Днём плавятся снега, ночью пощёлкивает мороз. Пришла пора заячьих песен и хороводов.
Как зайцы поют, по ночам слышно. А как хороводят, в темноте не видно.
Но по следам всё понять можно. Шла прямая заячья тропа. И вдруг закружила петлями!
Не страшны им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, прятались и молчали. Довольно!
Тесты
59. Обведите номер правильного ответа.
Ответ:
1 — 3, 2 — 1, 3 — 2
4. Суффикс -н- можно выделить в слове:
1) важный;
2) юный;
3) зимний;
4) синий.
Ответ: 3
5. Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение в слове:
1) игрок;
2) дубок;
3) десяток;
4) моток (шерсти).
Проверяемые умения: умение определять состав слова; умение определять однокоренные слова; умение разбирать слово по составу; умение определять значение суффикса.
Ответ: 2
60. Обведите номер правильного ответа.
Ответ: 2
2. Однокоренными являются слова:
1) вода — водить;
2) вода — подводный;
3) вода — подвода;
4) вода — переводчик.
Ответ: 2
Ответ: 3
4. Приставки нет в слове:
1) призвук;
2) призовой;
3) признать;
4) призыв.
Ответ: 2
5. Суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение в слове:
1) старик;
2) черновик;
3) прутик;
4) дачник.
Проверяемые умения: умение определять состав слова; умение определять однокоренные слова; умение разбирать слово по составу; умение определять значение суффикса.
Ответ: 3
61. Обведите номера правильных ответов.
1. Пропущена буква С в слове:
1) ра..множить;
2) ра..спросить;
3) ра..давать;
4) ра..водить.
Ответ: 2
2. Пропущена буква О в слове:
1) отр..стить;
2) пол..жение;
3) ч..рный;
4) б..лкон.
Ответ: 2
3. Пропущена буква И в слове:
1) ц..пляться;
2) ц..плёнок;
3) ц..фра;
4) ц..на.
Ответ: 3
4. Пропущена буква А в слове:
1) п..дбежать;
2) упл..тнить;
3) сл..гаемое;
4) р..стение.
Ответ: 3
Орфография: буква 3 и С на конце приставок; буквы А и О в корнях -лаг-/-лож-; -раст-/-рос-; буквы О — Ё после шипящих в корне; буквы И — Ы после Ц.
62. Обведите номера правильных ответов.
1. Пропущена буква С в слове:
1) зама..ка;
2) и..ложение;
3) ра..пустить;
4) ра..бежаться.
Ответ: 3
2. Пропущена буква А в слове:
1) стр..чить;
2) прол..жить;
3) р..стение;
4) к..стюм.
Ответ: 3
3. Пропущена буква О в слове:
1) р..зобрать;
2) пол..скать (бельё);
3) нар..стать;
4) к..бинет.
Ответ: 2
4. Пропущена буква Ы в слове:
1) ц..рк;
2) огурц..;
3)лекц..я;
4) ц..почка (серебряная).
Ответ: 2
Орфография: буквы 3 и С на конце приставок; буквы А — О в корнях -лаг-/-лож-; -раст-/-рос-; буквы О — Ё после шипящих в корне; буквы И — Ы после Ц.