Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Имя существительное как часть речи
Неосложнённое списывание
63. Укажите морфологические признаки выделенных имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы1
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! (33 слова)
(Ф. Глинка)
Орфография: безударные гласные в корне слова; проверяемые согласные в корне; И — Ы после Ц; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая при обращении; запятая между однородными членами.
64. Укажите морфологические признаки выделенных имён существительных: собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, род, склонение.
Льют на город позолоту
Солнца рыжие лучи.
И шагают на работу
Молодые москвичи2.
Смотрит парень из Вьетнама,
Как летит наискосок
Наш московский, добрый самый,
Чистый, сахарный снежок1. (27 слов)
(М. Пляцковский)
Орфография: безударные гласные в корне; Ь разделительный; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая при однородных членах предложения; запятая в сложном предложении.
Осложнённое списывание
65. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Нат..рпелись птицы и звери от з..мы лиха. 2. Лопнуло у птиц и зв..рей т..рпение 2. 3. Сойка от страха рот открывает, х..хол поднимает дыбом. Но голод для неё ещё стр..шней. 4. Видимо-невидимо птицы вокруг ж..лья. 5. Я узнал, что птицы вп..дают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у с..нички это получает..ся лучше всех и часто спасает её от неволи. 6. Это случилось з..мой: у меня запели лыжи! Я б..жал на лыжах по озеру, а лыж..3 пели, как птицы. 7. У всех день р..ждения — радост..3. А у клестят — б..да. Ну что за радост.. вылупит..ся зимой? Мороз, а ты целые сутки голышом. Один затылок пухом прикрыт. (102 слова)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. 2. Лопнуло у птиц и зверей терпение. 3. Сойка от страха рот открывает, хохол поднимает дыбом. Но голод для неё ещё страшней. 4. Видимо-невидимо птицы вокруг жилья. 5. Я узнал, что птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи. 6. Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели, как птицы. 7. У всех день рождения — радость. А у клестят — беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты целые сутки голышом. Один затылок пухом прикрыт.
66. Подчеркните имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Объясните лексическое значение выделенных слов.
1. Небо с..яет — глаз (не) поднять. И в этом с..янии л..тят с юга на север птич..и песни. 2. З..ма — тяжёлое время. Даже м..гучие звери прячут..ся в б..рлоги и норы. 3. Со..нце н..грело стог, и з..струилось от него т..пло. 4. Вн..зу, в глубокой т..мноте леса, зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полнит..ся чуть слышным шуршанием3, шорохом. 5. В густом ел..нике ч..рные ств..лы дерев..ев, за ними х..лодный ж..лтый закат. И уд..вител..ная тиш..на, когда слыш..шь собственное дыхание3. 6. Воробей, пока (не) прилетели скв..рцы, р..шил скворе..ник занять. Напыж..лся, поч..рикал для храбрости и нырнул в него. (86 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; НЕ с глаголами; Ь разделительный; О — Ё после шипящих в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
Ответ:
Небо сияет — глаз не поднять. И в этом сиянии летят с юга на север птичьи песни. 2. Зима — тяжёлое время. Даже могучие звери прячутся в берлоги и норы. 3. Солнце нагрело стог, и заструилось от него тепло. 4. Внизу, в глубокой темноте леса, зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полниться чуть слышным шуршанием, шорохом. 5. В густом ельнике чёрные стволы деревьев, за ними холодный жёлтый закат. И удивительная тишина, когда слышишь собственное дыхание. 6. Воробей, пока не прилетели скворцы, решил скворечник занять. Напыжился, почирикал для храбрости и нырнул в него.
67. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните существительные как члены предложения.
Однажды мы п..ехали на рыбалку. Наша лошад.. весело б..жала по гла(д,т)кой д..роге. Мы проехали б..рёзовый лесок и вы..хали прямо к реч..ке. На самом б..регу её находилась водяная2 мел..ница. В этом месте реч..ка была запружена пл..тиной и разл..валась в ш..рокий1 пруд. Ниже пл..тины находился глубокий мел..ничный омут. Справа от нас возвышалась пл..тина. Она (с,з)держивала всю массу в..ды. В..да прорывалась в щели пл..тины, била сил..ными ф..нтанами и с шумом падала прямо в омут. (71 слово)
(По Г. Скребицкому)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами.
Ответ:
Однажды мы поехали на рыбалку. Наша лошадь весело бежала по гладкой дороге. Мы проехали берёзовый лесок и выехали прямо к речке.
На самом берегу её находилась водяная мельница. В этом месте речка была запружена плотиной и разливалась в широкий пруд. Ниже плотины находился глубокий мельничный омут.
Справа от нас возвышалась плотина. Она сдерживала всю массу воды. Вода прорывалась в щели плотины, била сильными фонтанами и с шумом падала прямо в омут.
68. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните существительные как члены предложения.
На другом б..регу омута стояла старая в..дяная мел..ница. Это был небол..шой дер..вянный дом..к. Одна ст..на его подх..дила к самой в..де. К ней были приделаны два огромных колеса с ш..рокими лопастями. Нижние их кр..я1 погружалис.. в воду. Ст..на и толстые ст..лбы поддерживали к..лёса. Всё было покрыто з..лёными водорослями2, они св..сали к самой воде. Вдруг огромные к..лёса дрогнули, зав..рочались. С них с шумом и плеском начали ст.жать целые потоки в..ды. Я всё это видел впервые и (не) мог оторват..ся от чудес..ного зрелища. (80 слов)
(По Г. Скребицкому)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; -тся и -ться; суффикс -ик; НЕ с глаголами; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
На другом берегу омута стояла старая водяная мельница. Это был небольшой деревянный домик. Одна стена его подходила к самой воде. К ней были приделаны два огромных колеса с широкими лопастями. Нижние их края погружались в воду.
Стена и толстые столбы поддерживали колеса. Всё было покрыто зелёными водорослями, они свисали к самой воде.
Вдруг огромные колёса дрогнули, заворочались. С них с шумом и плеском начали стекать целые потоки воды.
Я всё это видел впервые и не мог оторваться от чудесного зрелища.
Тесты
69. Обведите номера правильных ответов.
1. Данные слова являются именами существительными:
1) бег;
2) бегать;
3) беготня.
Ответ: 1, 3
2. Имена существительные имеют признак:
1) рода;
2) числа;
3) времени.
Ответ: 1, 2
3. Имя существительное является обстоятельством в предложении:
1) Быстро пришла ночь.
2) Мы посмотрели фильм.
3) Мы захотели пойти в театр.
Ответ: 3
4. Одушевлённым является имя существительное:
1) толпа;
2) подруга;
3) группа.
Ответ: 2
5. Именем собственным является существительное:
1) (Д, д)еревня;
2) (К, к)авказ;
3) (П, п)ушкин.
Ответ: 2, 3
6. В предложении Мы пошли в школу имя существительное имеет признак:
1) собственное;
2) неодушевлённое;
3) ж. р.;
4) Д. п.;
5) ед. ч.
Ответ: 2, 3, 5
Проверяемые умения: умение определять морфологические признаки имени существительного.
70. Установите соответствие:
1. Род
1) м. р.
2) ж. р.
3) ср. р.
Имя существительное
а) движение
б) армия
в) мышь
г) общество
д) лекторий
Ответы:
1) Д; 2) Б, В; 3) А, Г
2. Число
1) единственное
2) множественное
Имя существительное
а) листья
б) каникулы
в) средство
г) простор
д) детство
Ответы:
1) В, Г, Д; 2) А, Б
3. Окончание
им. п. мн. ч.
1) -и(-ы)
2) -а(-я)
Имя существительное
а) повар..
б) месяц..
в) песн..
г) учител..
д) мысл..
Ответы:
1) Б, В, Д; 2) А, Г
4. Окончание
род. п. мн. ч.
1)
2) -ов
Имя существительное
а) помидор..
б) мест..
в) макарон..
г) офицер..
д) сапог..
Ответы:
1) Б, В, Д; 2) А, Г
5. Склонение
1) I
2) II
3) III
Имя существительное
а) совесть
б) детвора
в) Григорий
г) пастбище
д) дочь
Ответы:
1) Б; 2) В, Г; 3) А, Д
6. Падеж
1) родительный
2) дательный
3) предложный
Имя существительное
а) о девочке
б) об образовании
в) радости
г) деревни
д) письму
Ответы:
1) В, Г; 2) В, Д; 3) А, Б, В
Проверяемые умения: умение правильно определять морфологические признаки имени существительного.