Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Орфография
Осложнённое списывание
71. Укажите склонение выделенных имён существительных. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков букв.
Заросшая д..рога ведёт через старый с..сновый лес. Он р..стёт на песчаных х..лмах, см..няющих друг друга с равномерност..ю ш..роких м..рских в..лов. Эти х..лмы — остатки л..дниковых наносов. На верш..нах их цв..тёт1 много колокол..чиков, а н..зины сплошь зар..сли папоротником.
Потом начинается небол..шой уч..сток сырого берёзового2 леса с бл..стящим мхом. Там всегда пахн..т палым л..стом, оставшимся на з..мле от прошлой осени. (57 слов)
(По К. Паустовскому)
Орфография: безударные гласные в корне; Ь разделительный; О — А в корнях -рос-/-раст-.
Пунктуация: тире между подлежащим и сказуемым; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Заросшая дорога ведёт через старый сосновый лес. Он растёт на песчаных холмах, сменяющих друг друга с равномерностью широких морских валов. Эти холмы — остатки ледниковых наносов. На вершинах их цветёт много колокольчиков, а низины сплошь заросли папоротником.
Потом начинается небольшой участок сырого берёзового леса с блестящим мхом. Там всегда пахнет палым листом, оставшимся на земле от прошлой осени.
72. Подчеркните имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропуска букв.
1. На севере из-за гребня х..лмов поднималис.. белесоватые обл..ка. 2. Клубы пара выл..тал и из гиган..ской груди, бе..щумно прон..сились по небу3 и тихо уг..сали в глубокой с..неве. 3. Ра..стояние умен..шало тол..ко силу, но не яс..ность2 звука. (В. Короленко) 4. Максим пел о горемыч..ной своей доле, о з..лотой волюшке, о матери сырой дуброве3. (А. Толстой) 5. Бледные розовые л..пестки медленно отд..лялись от ч..шечек, плыли вниз1, грациозно круж..лись в прозрач..ном воздухе. (А. Грин) 6. Власть ч..ловека над пр..родой стала р..сти гиган..скими ш..гами. (И. Ефремов)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; 3 и С на конце приставок; Ь для обозначения мягкости на письме.
Пунктуация: запятая между однородными членами.
Ответ:
На севере из-за гребня холмов поднимались белесоватые облака. 2. Клубы пара вылетали из гигантской груди, бесшумно проносились по небу и тихо угасали в глубокой синеве. 3. Расстояние уменьшало только силу, но не ясность звука. (В. Короленко) 4. Максим пел о горемычной своей доле, о золотой волюшке, о матери сырой дуброве. (А. Толстой) 5. Бледные розовые лепестки медленно отделялись от чашечек, плыли вниз, грациозно кружились в прозрачном воздухе. (А. Грин) 6. Власть человека над природой стала расти гигантскими шагами. (И. Ефремов)
Словарные диктанты
73. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
(Не)правда, (не)брежность, (не)вольник, (не)былица, (не)приязнь, (не)урожай, в (не)решительности, (не)ряха, (не)аккуратность, в квартал.., о хвор.., о керамик.., на глин.., в киоск.., об открытк.., без бол.., о растени.., на веранд.., о сторож.., в санатори.. . (20 слов)
Орфография: НЕ с существительными; Е — И в окончаниях имён существительных.
Ответ:
Неправда, небрежность, невольник, небылица, неприязнь, неурожай, в нерешительности, неряха, неаккуратность, в квартале, о хвори, о керамике, на глине, в киоске, об открытке, без боли, о растении, на веранде, о стороже, в санатории.
74. Составьте словосочетания со словами. Обозначьте главное и зависимое слово.
Разнос..ик, камен..ик, смаз..ик, фонар..ик, объезд..ик, прицеп..ик, съём..ик, груз..ик, танцов..ик, дружоч..к, карандаш..к, кусоч..к, ларч..к, подароч..к, сыноч..к, звоноч..к, кирпич..к, огонёч..к. (18 слов)
Орфография: буквы Щ и Ч в суффиксе -чик(-щик); гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.
Ответ:
Разносчик, каменщик, смазчик, фонарщик, объездчик, прицепщик, съёмщик, грузчик, танцовщик, дружочек, карандашик, кусочек, ларчик, подарочек, сыночек, звоночек, кирпичик, огонёчек.
Объяснительные диктанты
75. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Я очен.. люблю эти пр..стые цв..ты — весёлые колокольч..ки. Выйд..шь из леса на заросший высокой тр..вой луг1 и от рад..сти ахнешь: стол..ко красует..ся всевозможных цв..тов, похожих на праз..ничный хоровод. По всему з..лёному лугу б..леют ромашки, желтеют одуванч..ки, цв..тёт мыш..ный горош.ж. А выше всех, всех веселее — л..ловые колокольч..ки. От лёгкого дыхания3 тёплого летнего2 в..терка колыш..тся, кланяют..ся, неслышно зв..нят колокольч..ки, радос..но приветствуют гостя. Всё лето цв..тут, зв..нят колокольч..ки. Это зн..комые и милые цв..ты лугов и нашего леса3. (72 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: Е и И в окончаниях имён существительных; безударные гласные в корне слова; Е — И в суффиксах -ек и -ик; -тся и -ться; Ь для обозначения мягкости согласных.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Я очень люблю эти простые цветы — весёлые колокольчики. Выйдешь из леса на заросший высокой травой луг и от радости ахнешь: столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек. А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуют гостя.
Всё лето цветут, звенят колокольчики. Это знакомые и милые цветы лугов и нашего леса.
76. Объясните лексическое значение выделенных слов.
В..сна, в..сна... Она чу..ствует..ся в дыхани.. ветра и в запах.. с..лёной м..рской в..ды. Особенно бли(з,с)ка она в движени.. птич..их к..сяков, которые прол..тают на север к своим гнездов..ям.
Мы смотрим на птиц. Они вытягивают..ся паутинкой3, быстро машут крыл..ями3, летят стайками2.
Вечером палубу, мачты, снасти обл..пили мален..кие усталые птич..ки. Они похож.. на жаворонков, пухлыми комочками они с..дят на шлюпках. Иногда они вдруг срывают..ся с весёлым чирикан..ем и серым облач..ком опять опускают..ся на судно. (77 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Орфография: буквы Е и И в окончаниях имён существительных; безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь разделительный; -тся и -ться.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Весна, весна... Она чувствуется в дыхании ветра и в запахе солёной морской воды. Особенно близка она в движении птичьих косяков, которые пролетают на север к своим гнездовьям.
Мы смотрим на птиц. Они вытягиваются паутинкой, быстро машут крыльями, летят стайками.
Вечером палубу, мачты, снасти облепили маленькие усталые птички. Они похожи на жаворонков, пухлыми комочками они сидят на шлюпках. Иногда они вдруг срываются с весёлым чириканьем и серым облачком опять опускаются на судно.
Тесты
77. Обведите номера правильных ответов.
1. У существительных женского рода на -ия окончание -и в:
1) Р. п.;
2) Д. п.;
3) В. п.;
4) Т. п.;
5) П. п.
Ответ: 1, 2, 5
2. У существительных мужского рода на -ий и среднего рода на -ие окончание -и в:
1) Р. п.;
2) Д. п.;
3) В. п.;
4) Т. п.;
5) П. п.
Ответ: 5
3. Буква Е пишется в окончании имени существительного:
1) (на) лекци..;
2) (в) галере..;
3) (на) блюд..;
4) (об) уважени..;
5) (без) молодёж.. .
Ответ: 2, 3
4. Буква И пишется в окончании имени существительного:
1) (о) здоровь..;
2) (о) благополучи..;
3) (на) лини..;
4) (на) юбиле..;
5) (о) жизн.. .
Ответ: 2, 3, 5
Орфография: буквы Е и И в окончаниях имён существительных.