Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Диагностические работы
Имя прилагательное как часть речи
Неосложнённое списывание
78. Укажите род, число, падеж имён прилагательных. Подчеркните изученные орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенного слова.
Мох колыхался под ногами, как пружинный матрас. Видно было, как подо мхом кругами расплывались волны. Покачивались кривые и хилые сосенки, шевелились странные кочки с багульником.
Когда-то тут было небольшое озеро. Оно и сейчас тут, только сверху застелено моховым ковром. В ковре1 тут и там неровные дыры — «окна». Вода в этих окнах будто чёрное стекло. Подойти к окнам почти невозможно: моховой2 ковёр прогибается даже под собачьими лапами. (66 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; -тся и -ться; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая в сложном предложении.
79. Образуйте возможные краткие формы прилагательных. Подчеркните изученные орфограммы. Объясните лексическое значение выделенного слова.
Хорошее место для гнезда выбрали себе скворцы — в щели сарая, под крышей. Крыша была земляная, и на ней, как на полянке, росла зелёная трава.
От дождя и ветра маленькие скворчата укрыты надёжно. Да вот беда — развелись в гнезде птичьи блохи. А скворцы — птички опрятные. Они любят купаться, чистить1 свои пёрышки.
Однажды утром я увидел, что зелёная крыша сарая стала голубой! На ней густо закурчавилась молодая голубая травка. Этой травой скворцы выстлали своё гнездо. Тут же кусачие блохи начали выскакивать из гнезда.
Оказалось, что это была полынь. А запах полыни для блох очень страшен2. (95 слов)
(По Н. Сладкову)
Орфография: безударные гласные в корне; Ь для обозначения мягкости согласных; проверяемые согласные в корне.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
80. Образуйте возможные краткие формы имён прилагательных. Подчеркните изученные орфограммы в словах из первого предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Утром от широкого лона реки, от её неоглядных берегов, от синих прибрежных лесов веяло такою здоровою свежестью, такой ароматною влагою — крепким запахом дубовой зелени, что с каждым вздохом чувствовалось, как прибавляется во всём организме молодости и крепости. Плавно и свободно шёл пароход2, а навстречу ему как бы двигалась вся эта ширь многоводной реки, проходили зелёные рощи островов, там и сям тяжело плыли огромные плоты, а на них суетились люди, раздавались бойкие крики, говор и песни1. (75 слов)
(По И. Бунину)
Орфография: безударные гласные в корне; окончания имён существительных; окончания имён прилагательных.
Пунктуация: запятая между однородными членами предложения; запятая в сложном предложении.
81. Определите род, число, падеж имён прилагательных. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Подчеркните изученные орфограммы в словах из последнего предложения. Объясните лексическое значение выделенных слов.
День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на тёплой земле, лежали полосатые3 цветки-граммофончики. В голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставляли свои мохнатые зобы. Берёзовые листья блестели1.
Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный3 мост в городе, который мы видели из села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем. (80 слов)
(По В. Астафьеву)
Орфография: безударные гласные в корне; проверяемые согласные в корне; Ь для обозначения мягкости; Ь разделительный.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.