Русский язык. 5 класс - Контрольные и диагностические работы к учебнику Т. А. Ладыженской и др. - И. В. Текучёва 2014
Контрольные работы
Глагол как часть речи
Контрольное осложнённое списывание
28. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Ранней в..сной з..мля одева..тся3 в пышный зелёный наряд. Одним из первых прибива..тся к свету невысокое р..стение с сил..но ра(с,з)сечёнными лист..ями. Сначала на него можно (не) обратить внимания, но через несколько дней на конце стебля начина..т3 распускат..ся цв..ток и р..стение преобража..тся. Теперь от него трудно взгляд отвести2. Крупный ярко-ж..лтый цв..ток горит в тр..ве з..лотым огон..ком. Вот и называют р..стение златоцветом, а ещё называют горицветом. Но у него есть и другое имя. Древние греки придумали2 легенду о кр..сивом юноше Адонисе. Однажды он погнался за б..льшим кабаном, и зверь см..ртельно ранил юношу. Богиня Афродита тогда повелела Пусть каждую весну из капли крови Адониса выр..стают чудес..ные з..лотистые цв..ты! Так у горицвета по..вилось ещё одно имя — Адонис. (113 слов)
(«Детская энциклопедия », газ. «Аргументы и факты»)
Орфография: безударные гласные в корне; безударные гласные в окончаниях глаголов; 3 — С на конце приставок; О — Ё после шипящих в корне; -тся и -ться; Ь для обозначения мягкости согласных; гласные в корнях с чередованием; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая в сложном предложении; знаки препинания в предложении с прямой речью.
Ответ:
Ранней весной земля одевается в пышный зелёный наряд. Одним из первых прибивается к свету невысокое растение с сильно рассечёнными листьями. Сначала на него можно не обратить внимания, но через несколько дней на конце стебля начинает распускаться цветок, и растение преображается. Теперь от него трудно взгляд отвести. Крупный ярко-жёлтый цветок горит в траве золотым огоньком. Вот и называют растение златоцветом, а ещё называют горицветом. Но у него есть и другое имя. Древние греки придумали легенду о красивом юноше Адонисе. Однажды он погнался за большим кабаном, и зверь смертельно ранил юношу. Богиня Афродита тогда повелела: «Пусть каждую весну из капли крови Адониса вырастают чудесные золотистые цветы!»
Так у горицвета появилось ещё одно имя — Адонис.
Контрольные словарные диктанты
29. Объясните лексическое значение выделенных слов.
(Не) заметить главного, (не) домогать, увлеч..ся спортом, купают..ся, искрят..ся, выт..рать пыль, он кле..т, они улыбают..ся, нат..реть, (не) отвлекаться на пустяки. (19 слов)
Орфография: НЕ с глаголами; Ь после шипящих в глаголах; -тся и -ться; буквы Е и И в корнях с чередованием; гласные буквы в окончаниях глаголов.
Ответ:
Не заметить главного, недомогать, увлечься спортом, купаются, искрятся, вытирать пыль, он клеит, они улыбаются, натереть, не отвлекаться на пустяки.
30. Объясните лексическое значение выделенных слов.
(Не) забыть, (не) доумевать, смотрит.., леч.., дети купают..ся, он боит..ся, они (не) слушают..ся, зам..реть, отп..рать дверь, подпит..т договор, трава зелене..т. (19 слов)
Орфография: НЕ с глаголами; Ь после шипящих в глаголах; -тся и -ться; буквы Е и И в корнях с чередованием; гласные буквы в окончаниях глаголов.
Ответ:
Не забыть, недоумевать, смотришь, лечь, дети купаются, он боится, они не слушаются, замереть, отпирать дверь, подпишут договор, трава зеленеет.
Контрольный диктант
31. Озаглавьте текст. Разбейте текст на абзацы. Объясните лексическое значение выделенных слов.
Если хоч..шь понять душу леса, найди л..сной ручей и отпр..вляйся его бер..гом. Я иду3 бер..гом любимого руч..я ранней в..сной. Вижу, как на мелком мест.. т..кущая в..да встр..ча..т2 преграду в к..рнях елей и от этого журчит о корни и ра..пускает пузыри. Эти пузыри мчат..ся и тут же лопают..ся но бол..шая часть их сбива..т..ся у нового препятствия в б..лоснежный ком. Новые препятствия встреча..т в..да и ничто ей от этого (не) дела..тся она только собира..тся в струйки. Водная дрож.. от солнца броса..тся тен..ю на ствол ёлки на траву. И в дрож.. этой рожда..тся2 звук. Чуд..тся, что трава р..стёт под музыку, вид..шь3 согласие теней. (99 слов)
(По М. Пришвину)
Орфография: безударные гласные в корне; гласные в окончаниях глаголов; -тся и -ться; НЕ с глаголами.
Пунктуация: запятая между однородными членами; запятая в сложном предложении.
Ответ:
Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
Я иду берегом любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри. Эти пузыри мчатся и тут же лопаются, но большая часть их сбивается у нового препятствия в белоснежный ком.
Новые препятствия встречает вода, и ничто ей от этого не делается, она только собирается в струйки.
Водная дрожь от солнца бросается тенью на ствол ёлки, на траву. И в дрожи этой рождается звук. Чудится, что трава растёт под музыку, видишь согласие теней.