Тесты без выбора ответа по русскому языку 6 класс - Е. П. Черногрудова 2020

Часть 1
Лексикология и фразеология. Культура речи
Тест 11. Новые слова (неологизмы). Устаревшие слова

Вариант 1

(1) Некоторые слова донесли до наших дней древние представления о мире; например, мы говорим: солнце восходит, заходит, садится, не обращая внимания на то, что эти выражения отражают древнее убеждение, что Солнце движется вокруг Земли. (2) Таким образом, лексика содержит в себе представления о мире, меняющиеся со временем и различные у разных народов.

(3) Потребность в новом слове возникает, когда в картине мира появляется что-то, для чего нет названия. (4) Иногда это новое всего лишь давно забытое старое. (5) Так, в 90-х гг. XX в. вернулись к активной жизни слова гимназия, лицей, дума, губернатор. (6) Необходимость в неологизме активизирует словообразовательные возможности языка. (7) После Октябрьской революции 1917 г. появилось много новых слов: детдомовец, передовик, беспризорник, тракторист, чекист и др. (8) Сравните с ними появившиеся в 90-х гг. слова рыночник, гэкачепист.

(9) В других случаях нечто новое, требующее названия, появляется при взаимодействии культур. (10) Тогда «пустота» в языке устраняется прямым заимствованием «чужого» слова. (11) Так, русский язык заимствовал из английского слово киллер (убийца). (12) Конкурируя с русским словом убийца, оно закрепилось за названием особой профессии — наёмный убийца.

(13) Кроме того, язык испытывает потребность в новых экспрессивных словах, содержащих оценку того, что они называют. (14) Литературный язык пополняет свой экспрессивный фонд, используя резервы специальных профессиональных языков. (15) Так, слово накладка в значении «недоразумение, неполадка» пришло из театрального обихода.

(16) Иногда из другого языка заимствуется не само слово, а его переносное значение. (17) Так, недавно в разговорном языке стало популярным выражение крутой парень в значении «жёсткий, грубый». (18) Оно появилось под воздействием английского языка, в котором слово tough, помимо «плотный, прочный», значит ещё «упрямый, несговорчивый, бандитский, преступный». (19) Это значение распространилось: сейчас мы говорим «крутой боевик» — это боевик, в котором много драк, погонь, стрельбы.

(20) В настоящее время неологизмы, возникающие в русском языке, в основном это слова, обозначающие понятия из области

техники и технологий: ..., также много новых слов появляется в сфере моды ... . (21) В основном это слова, заимствованные из ... языка.

(Из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»)

1. Из предложений 6 — 8 выпишите слова, которые считались неологизмами в первой трети XX в. Проанализировав их состав, определите их значения.

Ответ:

Детдомовец — воспитанник детского дома; передовик — тот, кто добивался наилучших результатов в работе; беспризорник — беспризорный, не имеющий семьи, никем не воспитываемый ребёнок; тракторист — водитель трактора; чекист — работник ЧК (Чрезвычайной комиссии).

2. Из предложений 5 — 8 выпишите слова, которые считались неологизмами в последнее 10-летие XX в. Проанализировав их состав, определите их значения.

Ответ:

Рыночник — сторонник рыночной экономики; гэкачепист — член ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению)

3. Из предложения 5 выпишите первое из перечисленных в нём «вернувшихся» в язык в конце XX в. слов и назовите изменения, произошедшие в его значении, сравнив первоначальное и современное его значения.

Ответ:

Гимназия — (до 1917 г.) общеобразовательное среднее учебное заведение, практикующее, как правило, раздельное обучение мальчиков и девочек;

Гимназия (с 1990-х гг.) — среднее учебное заведение с расширенной и углублённой программой изучения некоторых школьных предметов.

4. В предложение 20 вставьте подходящие примеры.

Ответ: драйвер, принтер, сканер, лук; блейзер, свитшот (возможны варианты)

5. В предложение 21 вставьте название языка-источника современных заимствований в русский язык.

Ответ: английский язык

Вариант 2

(1) Всю зиму собиралось дворянское ополчение. (2) Трудно было доставить помещиков из деревенской глуши. (3) Воевода Василий Васильевич Голицын рассылал грозные указы, грозил опалой и разорением. (4) Помещики не торопились слезать с тёплых печей: «Эко взбрело — воевать Крым. (5) У нас с ханом вечный мир, дань платим, чего же зря дворян беспокоить. (6) Голицыны на чужом горбе хотят чести добыть...» (7) Ссылались на немочи, на скудость, сказывались в нетях. (8) Стольники Борис Долгорукий и Юрий Щербатый, невмочь уклониться от похода, одели ратников в чёрное платье и сами на вороных конях, все в чёрном, прибыли к войску, — напугали всех до полусмерти...

(9) В конце мая Голицын выступил наконец со стотысячным войском на юг и на реке Самаре соединился с украинским гетманом Самойловичем. (10) Медленно двигалось войско. (11) Кончились городки, вошли в степи Дикого поля. (12) Зной стоял над пустынной равниной, где люди брели по плечи в траве. (13) Кружились стервятники в горячем небе. (14) По далёкому краю волнами ходили миражи... (15) Быстро падала ночь. (16) Пылали страшные звёзды. (17) Степь была пуста — ни дорог, ни троп... (18) Видимо — татары заманивали русские полчища в пески, в безводье... (19) 3десь только матёрые казаки знали, где доставать воду.

(20) Была уже середина июля, а Крым ещё только мерещился в мареве. (21) Ленивые птицы слетались на раздутые рёбра павших коней. (22) Много мужиков осталось у телег, умирая от жажды. (23) Иные брели к Днепру. (24) Полки роптали. (25) Воеводы, полковники, тысяцкие собирались в обед близ шатра Голицына, с тревогой глядели на повисшее знамя. (26) Но никто не решался сказать: «Уходить надо назад, покуда не поздно. (27) Чем дальше — тем страшнее, за Перекопом — мёртвые пески» ...

(28) Когда спадал зной, Василий Васильевич, надев шлем и епанчу, выходил из шатра, и все садились на коней. (29) Войско двигалось теперь по ночам до полуденного зноя. (30) Так было и сегодня.

(По роману А. Н. Толстого «Пётр Первый»)

1. Подберите современные синонимы к подчёркнутым словам и выражениям.

 Ответ:

 Немочь — болезнь, нездоровье; скудость — бедность; сказывались в нетях — скрывались, находились неизвестно где

2. Из предложений 1 — 3 выпишите устаревшие слова.

Ответ:

 Дворянское, помещиков, воевода, опала

3. Из предложения 8 выпишите устаревшие слова, обозначающие названия лиц, укажите их значения.

Ответ:

Стольник — должностное лицо в Средневековье, занимавшееся обслуживанием трапезы государей; ратники — в Древнерусском государстве воины, набиравшиеся из числа сельского населения и горожан.

4. Из предложений 28 — 29 выпишите устаревшее слово, обозначающее предмет одежды, укажите его значение.

Ответ:

 Епанча — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, у женщин — короткая, безрукавная шубейка.

5. В предложениях 25 — 27 найдите устаревшее разговорное слово и замените его современным литературным вариантом. Запишите подобранное слово.

Ответ:

Покуда — пока.