Зачётные работы по русскому языку 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - М. Ю. Никулина 2016


Второстепенные члены предложения

    Фамилия, имя ...

Вариант 1

1. Найдите дополнения, подчеркните их, укажите, какими частями речи они выражены.

    1. Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе. (А. Н. Толстой)

    2. Утро не принесло ясности. (Л. Леонов)

    3. Он не показывал страха но страх холодил его. (К. Федин)

    4. Два огне(н, нн)ых столба прорезали темноту ночи. (А. Степанов)

    5. Они о чём-то долго говорили, спорили.

    6. Я посмотрела много спектаклей этого театра.

2. Подчеркните определения, укажите, какими частями речи они выражены, согласованные они или несогласованные. Овалом выделите члены предложения, совмещающие два значения (определения и дополнения, определения и обстоятельства).

1. Её сестра звалась Татьяна. (А. Пушкин)

    2. События крупнее и важнее не было в истории человечества. (А. Н. Толстой)

    3. На Глаше была длинная юбка в кружевах.

    4. У нас появилась возможность пойти в горы.

    5. Остановка автобуса находится за углом.

    6. Мы радовались его успехам.

    7. Над усталой, поблёкшей землёй неподвижные тучи висят. (Б. Соловьев)

3. Подчеркните приложения, раскройте скобки.

    1. Чижа захлопнула злодейка(западня). (И. Крылов)

    2. Река(Волга) впадает в Каспийское море.

    3. Нужно было добежать до ближайшего телефона(автомата). (М. Булгаков)

    4. Мы подписались на газету («Труд»).

    5. Избранные мною сёстры(берёзки) небольшие ещё. (М. Пришвин)

4. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, укажите вид обстоятельства.

    1. Стою один среди равнины голой, а журавлей относит ветер вдаль. (С. Есенин)

2. Солнце стало садиться в море.

    3. Вблизи от нашей усадьбы было устроено два стекольных завода. (М. Салтыков-Щедрин)

4. Два бедных деревца стоят в отраду взора. (А. Пушкин)

5. Работал Сергей всегда увлечённо.

6. Сделаем всё, несмотря на трудности.

5. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните члены предложения.

Белоствольная, с развева..щимися на ветру зелёными кудрями, весёлая б..рёза самое любимое ру(с, сс)кое дерево. И (не)даром с глубокой древности у всех сл..вянских народов весной че..твовали б..рёзу. Б..рёзоньку кудрявую укр..шали (разно)цветными лентами и (во)круг неё водили хороводы или одевали срубле(н, нн)ую б..рёзу в женское платье и с песнями носили по деревне.

(По Н. Верзилину)

Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 2

1. Найдите дополнения, подчеркните их, укажите, какими частями речи они выражены.

    1. Она попросила всех выйти из комнаты.

    2. Долго он тряс старику руку и поздравлял с наградой. (С. Бабаевский)

    3. Никто не видел такого тяжёлого и скверного сна. (М. Горький)

    4. От окопов пахнет пашней, летом мирным и простым. (А. Твардовский)

    5. Бабушка сидела у окна и о чём-то думала.

    6. В нашей библиотеке я прочитала много книг.

2. Подчеркните определения, укажите, какими частями речи они выражены, согласованные они или несогласованные. Овалом выделите члены предложения, совмещающие два значения (определения и дополнения, определения и обстоятельства).

    1. Как величественны проспекты Петербурга!

    2. Сентябрь был отменно сухим и солнечным. (В. Липатов)

    3. Павел надел свою любимую рубашку в клеточку.

4. У нас появилась возможность понаблюдать за поведением животных.

    5. Берег моря был чуть виден.

    6. Под кустами ивы сидели рыбаки с удочками.

    7. Душу обняли нежно-тоскливые сны, замерла бесконечная даль. (В. Соловьёв)

3. Подчеркните приложения, раскройте скобки.

    1. Стала рожь(матушка) в колос метаться. (Н. Некрасов)

    2. Вьётся улица(змея). (В. Маяковский)

    3. Туристы стали подниматься на гору(Эльбрус).

    4. Какую красоту создала мать(природа)!

    5. В ущелье гор, пробив утёс, текла река(каменотёс).

4. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, укажите вид обстоятельства.

    1. Далеко было слышно гармонь в деревенской тиши. (В. Солоухин)

2. Я присел под берёзкой зарядить аппарат. (К. Паустовский)

3. Он весьма начитанный человек.

4. Туристы пошли в горы, несмотря на туман.

5. Днём зверь лежит где-нибудь в чаще. (В. Арсеньев)

6. Говорил он восторженно.

5. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните члены предложения.

Лист..пад заверш..н. Раздетый лес пот..мнел и просматр..вался наскво..ь. Лиш.. кое(где) молодые деревья гр..мели летн..ми доспехами. Но они и в зиму зачастую уходят с сухими листьями. Старые дубы отрасли жухлую ветхую л..ству обн..жив корявые суч(?)я ра..кидали ж..луди на загрубевшую землю.

(По К. Паустовскому)

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 3

1. Найдите дополнения, подчеркните их, укажите, какой частью речи они выражены.

    1. Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин)

    2. Спорить с ними я никогда не мог. (М. Лермонтов)

    3. Все просили её спеть что-нибудь.

    4. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной. (А. Пушкин)

    5. К смирению он был не склонен.

    6. После проделанной работы мы испытывали радость.

2. Подчеркните определения, укажите, какими частями речи они выражены, согласованные они или несогласованные. Овалом выделите члены предложения, совмещающие два значения (определения и дополнения, определения и обстоятельства).

    1. В лесу раздавался топор дровосека. (Н. Некрасов)

    2. Он был связан дружбой с девушкой старше его. (К. Федин)

    3. Ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста. (А. Пушкин)

    4. Сквозь опущенные шторы сюда не проникали солнечные лучи. (А. Чехов)

    5. Дом у дороги радовал нас своими резными ставнями.

    6. Под мышкой он нёс какой-то узел.

    7. Ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок)

3. Подчеркните приложения, раскройте скобки.

    1. Сугроб(красавец) ярко поблёскивал под лучами мартовского солнца.

    2. До чего же широка ты, Волга(матушка) река!

    3. Солдаты долго шли, неся защитные плащ(палатки).

    4. На Ильмень(озере) поднялись высокие волны, погода испортилась.

    5. У нас провели интересный конкурс(викторину).

4. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, а также вид обстоятельства.

    1. Лицо его хорошо освещали очень яркие и умные глаза. (Н. Гоголь)

2. В поле стало пусто, одиноко.

    3. Недалеко от города туманился пруд, вдоль которого ходила гулять молодёжь.

4. По праздникам спали часов до десяти. (М. Горький)

5. Голубые глаза глядят ровно, спокойно. (В. Короленко)

    6. Писатель, несмотря на болезнь, не прекращал творческой работы.

5. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните члены предложения.

В горах уже наступила ноч.. . Темнело быстро я шёл пр..ближаясь к лесам. Горы выр..стали всё мрач..ней и в..личавей а между ними с бурной стремительностью в..лился косыми, дли(н,нн)ыми обл..ками густой туман гонимый бурей (с)верху. Он срывался с пл..скогорья которое окутывал гиган..ской рыхлой гр..дой. Пов..яло зимн..й св..жестью пон..сло ветром и снегом.

(По И. Бунину)

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 4

1. Найдите дополнения, подчеркните их, укажите, чем выражены.

    1. Генерал велел офицерам проверить посты.

    2. Всё обширное пространство вдоль реки заросло кустарником.

    3. По праздникам пекли пироги с капустой, морковью, луком и яйцами. (М. Горький)

    4. Вспомнилась Аксинье её молодость и вся её бедная радостями жизнь. (М. Шолохов)

    5. Золотым лучом деревню облило. (А. Майков)

    6. Дети на уроке пения исполнили песню о Родине.

2. Подчеркните определения, укажите, какими частями речи они выражены, согласованные они или несогласованные. Овалом выделите члены предложения, совмещающие в себе два значения (определения и дополнения, определения и обстоятельства).

    1. Все восхищаются розами из теплицы.

    2. Дождь был на редкость тёплым и коротким.

    3. Сегодня она была в батистовом белом платье в горошек.

    4. После прогулки было весело обрызгать мокрыми цветами гостей на веранде.

    5. Она была в летнем пальто.

    6. Под густыми плакучими ивами упокоился бедный стрелок. (Н. Некрасов)

    7. Все звёзды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь. (А. Фет)

3. Подчеркните приложения, раскройте скобки.

    1. Иван(царевич) сел на Серого Волка и поскакал за Василисой(Прекрасной).

2. В городе(крепости) мы осмотрели выставку.

3. Приезжие любовались местной речкой (Вертушинкой).

    4. Старый самовар(инвалид) пел свою нехитрую песню. (К. Паустовский)

5. Старик(отец) сидел на завалинке.

4. Подчеркните обстоятельства, укажите, чем они выражены, а также вид обстоятельства.

1. Артельщики работали дружно, без напряжения.

    2. Старушка очень полюбила совет разумный и благой. (А. Пушкин)

    3. От праздности происходит умственная и физическая дряблость. (Д. Писарев)

4. Несмотря на грозовое предупреждение, рыбаки вышли в море.

    5. И днём и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом. (А. Пушкин)

    6. Мне припомнилась нынче собака, что была моей юности друг. (С. Есенин)

5. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните члены предложения.

Однажды осен..ю я ехал на лодк.. по реке. Косой свет со..нца падал на тёмную воду так что полосы солнеч..ных о..блесков от волн поднятых вёслами мерно б..жали по берегам подн..маясь от воды и потухая в в..ршинах деревьев. А пол..сы света пр..никали в самую гущ.. трав и кустарников.

(По К. Паустовскому)

    Оценка

    Работа над ошибками