Зачётные работы по русскому языку 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - М. Ю. Никулина 2016


Односоставные предложения. Неполные предложения

    Фамилия, имя ...

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически докажите, какое предложение односоставное, какое двусоставное.

Ра..свело. Настало утро. На небе нет н.. облачка. На траве лежат серебристые ж..мчужины росы. Кругом щебет птиц. Тёмно(голубой) колокольчик скл..нил свою головку к самой з..мле. В душе ощущается какой(то) необыкнове(н,нн)ый пр..лив счастья.

2. Укажите неверное суждение.

В односоставных предложениях только один главный член. Односоставные предложения всегда бывают нераспространёнными.

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.

В безличных предложениях производитель действия не называется.

3. Определите вид односоставных предложений. Укажите главный член и способ выражения главного члена в каждом односоставном предложении.

1) Люблю дымок спалённой жнивы.(М. Лермонтов) … 2) Жизнь правде посвящай. (Пословица) 3) Нет силы более могучей, чем знание. (М. Горький) 4) Вокруг чисто и уютно …5) Синий май … Заревая теплынь. (С. Есенин) … 6) Поздний час…. Корабль тих и тёмен. (И. Бунин) … 7) В тот же час мне пришлось уехать.

    Определите вид сказуемого в выделенном предложении.

4. * Какое(-ие) из предложений текста является(-ются) односоставным(-и) определённо-личным(-и) или включает(-ют) определённо-личное предложение как часть сложного? Напишите его (их) номер(-а).

* Задания, помеченные звёздочкой (*), взяты из кн.: Г. Т. Егораева. Задачник. М.: Экзамен, 2014.

(1) Моросит мелкий, обложной дождик. (2) Небо покрыто тяжёлыми, свинцовыми тучами. (3) Сумрачно, зябко, по-зимнему неуютно. (4) Бреду по старейшему городскому кладбищу, и окружающая меня обстановка усиливает чувство покинутости и нереальности происходящего. (5) Иду по аллее, а вокруг сотни могил соотечественников. (6) Эти люди по-разному прожили жизнь и принесли на суд Господа разные судьбы. (7) Трогаю рукой покрытый капельками влаги обломок могильной плиты, под которой уже сто лет лежит «купеческая вдова...».

(По А. Чикину)

5. Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий).

(1) Этажи заботы. (2) Забота скрепляет отношения между людьми. (3) Скрепляет семью. (4) Скрепляет дружбу. (б)Скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. (6) Проследите жизнь человека. (7) Человек рождается. (8) И первая забота о нём — матери ...

(По Д. Лихачёву)

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически докажите, какое предложение односоставное, какое двусоставное.

Июль. Десятые сутки на к..рабле. Выхожу на палубу. Кругом небо да море. Иногда становиться (не)выносимо ску..но. Плыть ещё три дня. И только в..личавый во..глас волн вносит иногда ка- кое(то) разнообразие в моё утомительное пут..шествие.

2. Укажите неверное суждение.

Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени.

В определённо-личных предложениях действия происходят сами собой, независимо от действующего лица или предмета.

Назывные предложения показывают, что события, явления, предметы существуют.

3. Определите вид односоставных предложений. Укажите главный член и способ выражения главного члена в каждом односоставном предложении.

1. Меня называли орлёнком в отряде... (Я. Шведов) … 2. Мне в холодной землянке тепло от моей негасимой любви. (А. Сурков)_______________________________________ … 3. Помним грохот металла и друзей

боевых имена. (Л. Ошанин) … 4. Там хорошо рассвет встречать вдвоем. (Е. Долматовский) … 4. В саду приятно пахло сиренью … 5. Молчание — золото ... 6. За окном смеркалось … 7. Тёплый летний день …

Определите вид сказуемого в выделенном предложении.

4.* Среди предложений текста найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений.

(1) Я промолчал. (2) Но старушка и не ждала ответа. (3) Она тихонько побрела по дорожке. (4) Невольно подумалось, что с этой бабушкой по грязной кладбищенской тропинке уходило в вечность целое поколение. (5) Уходила история, которой гордились наши отцы и матери, строившие эту страну, умиравшие за неё на фронтах различных войн и в тифозных бараках лагерей. (6) Страну, которая была предана их детьми и брошена на растерзание движимых низменными страстями временщиков, сидящих и сегодня в высоких кабинетах этого государства...

(7) Справедливо замечено, что здоровье любого общества следует рассматривать через призму его отношения к детям, старикам и ... мёртвым.

(По А. Чикину)

Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 3

1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически докажите, какое предложение односоставное, какое двусоставное.

У..кая извил..стая тр..пинка. По её бокам р..стут огромные к..рабельные сосны. Скоро ра..свет. Птиц.. просыпаются и радуют своим пением весь лес. Вот и краеш..к солнечного диска по..вился на горизонт.. . Под его лучами забл..стели ми(л,лл)ионами бри(л,лл)иантов р..синки на траве. Нет пр..красней поры, чем лето.

2. Укажите неверное суждение. В односоставных предложениях только один главный член.

Односоставные предложения всегда бывают распространенными.

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.

В безличных предложениях действия происходят сами собой, независимо от действующего лица или предмета.

3. Определите вид односоставных предложений. Укажите главный член и способ выражения главного члена в каждом односоставном предложении.

1. Люблю тебя, Петра творенье. (А. Пушкин) … 2. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. (Пословица) … 3. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (А. Пушкин) … 4. Пахнет весною сквозь стёкла. (Л. Мей) … 5. Вам не видать таких сражений! (М. Лермонтов) … 6. Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс. (А. Пушкин) … 7. Спит ковыль … Равнина дорогая и свинцовой свежести полынь. (С. Есенин)_________________________________________

Определите вид сказуемого в выделенном предложении.

4. * Какое(-ие) из предложений текста является(-ются) односоставным(-и) безличным(-и) или включает(-ют) безличное предложение как часть сложного? Напишите его (их) номер(-а).

(1) Ноги беспрестанно путались и цеплялись в длинной траве, пресыщенной горячим солнцем; всюду рябило в глазах от резкого, металлического сверкания красноватых листьев на деревцах. (2) На холмах пестрели голубые гроздья журавлиного гороху, золотые чашечки куриной слепоты, жёлтые цветы ивана-да-марьи.

(3) Возле заброшенных дорожек, на которых следы колёс обозначались полосами красной мелкой травки, возвышались кучки дров, потемневших от ветра и дождя. (4) Слабая тень падала от них косыми четырёхугольниками, а другой тени не было нигде.

(По М. Пришвину)

5. * Укажите номер(-а) неполного(-ых) предложения(-ий).

(1) Не очень весёлые недели предстоят нам. (2) Тем более, по прогнозам синоптиков, весна в этом году будет поздняя и не тёплая. (3) Можно смириться и принять, что праздники быстро заканчиваются. (4) А смирившись и приняв невесёлую эту реальность, опять нырнуть в повседневность, отложить радость и ощущение полноты жизни до следующих официальных праздников. (5) На этот раз — майских. (6) Многие так живут. (7) Да почти все.

(По М. Беляшу)

Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Графически докажите, какое предложение односоставное, какое двусоставное.

Была середина марта. Весна в этом году выдалась дружная, ровная. По ночам ещё подмораживало. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колёсах по дорогам, покрытым густой грязью. Зацвела ива. Пушистая красавица!

2. Укажите неверное суждение.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени.

В определённо-личных предложениях действия происходят сами собой, независимо от действующего лица или предмета.

Назывные предложения показывают, что события, явления, предметы существуют.

В безличных предложениях главный член может быть выражен неопределённой формой глагола.

3. Определите вид односоставных предложений. Укажите главный член и способ выражения главного члена в каждом односоставном предложении.

1. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница. (Н. Гоголь)    2. Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог. (С. Есенин)_________________________ 3. Не предвкушай счастливых

дней, преподнесённых небесами. (Б. Окуджава) … 4. Ну как не порадеть родному человечку! (А. Грибоедов) … 5. Скалы, почерневшие от загара ... 6. Не хватило хлеба даже до святок. (А. Чехов) … 7. … Скоро рассвет. … 8. Было здесь сумрачно, таинственно…_________________________________________

    Определите вид сказуемого в выделенном предложении.

4. * Среди предложений текста найдите сложные предложения, включающие односоставное безличное. Напишите номера этих предложений.

(1) Дорогие читатели, хотите ли вы поговорить с писателями? (2) Ну, скажем, с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, М. Горьким? (3) Не удивляйтесь, но встретиться с ними не так уж и трудно. (4) Я могу дать вам их точный адрес. (5) Он очень короткий: библиотека.

(6) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдёте в их книгах. (7) В библиотеке, где книги стоят рядами на полках, всегда бывает очень тихо. (8) Но прислушайтесь: книги говорят с вами.

(По С. Маршаку)

5. Укажите номера неполных предложений.

    (1) С утра был сильный снегопад. (2) 3асыпал все тропинки в саду. (3) Днём Герасим расчистил аллею, ведущую к дому. (4) Вечером — несколько боковых дорожек. (5) Часов в 7 нам разрешили выйти погулять. (6) Старшие дети стали играть в догонялки. (7) Младшие — в снежки.

    Оценка

    Работа над ошибками