Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел III диалог с текстом
Задача № 9. Комплексный анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Ключевые слова бывают трёх типов: на уровне содержания

— «опорные слова» (повторяются в тексте); на уровне смысла

— «смысловые вехи» (как правило, повторяются); на уровне замысла — «слова-концепты» (слова, помогающие понять концепцию, идею, основную мысль текста в целом).

1)Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. 2)С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. 3)Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. 4)Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... 5)Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. 6)Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. 7)Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. 8)Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз

голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. 9) К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. 10)В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой- то трогательной кротости. 11)В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. 12)В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. 13)Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...

(И. Тургенев. Бежин луг)

Задание № 1

Выделите в тексте повторяющиеся (ключевые) слова. Сгруппируйте их. К какой тематической группе они относятся?

Ответ:

Небо, небосклон, солнце, могучее светило, облака, тучи. Явления природы (связаны с небом, тем, что над землёй).

Задание № 2

Определите роль предложения 1 текста.

Ответ:

В 1-м предложении задана тема текста: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго».

Задание № 3

Связность текста может осуществляться за счёт лексического, тематического и синонимического повтора, местоименной замены, на уровне грамматики — повтора союзов, соотношения видовременных форм глагола, употребления деепричастных оборотов, синтаксического параллелизма, неполноты предложения и др.

Проследите, как меняется описание летнего дня, строящееся вокруг ключевых слов. На основе изменения определите, на какие тематические части можно разделить текст (при ответе укажите номера предложений). Озаглавьте смысловые части текста. Как соотносится 4-я часть с первым предложением текста?

1. ...

2. ...

3. ...

4. ...

Ответ:

Возможные ответы:

1. Утро (предложения 2 — 5)

2. День (предложения 6 — 8)

3. Вечер (предложение 9)

4. Погода для уборки хлеба (предложения 10 — 13).

Последняя часть представляет собой обобщение всех признаков погоды и прекрасного июльского дня: включает описание красок дня, температуры и запахов, отражает разные стороны восприятия человеком природы. Это описание вновь возвращает к теме текста, заданной в предложении 1 («кольцевая композиция»).

Задание № 4

Лингвисты считают, что связь предложений в этом тексте осуществляется за счёт:

1) полного и частичного лексического повтора:

2) тематического объединения слов:

а) природные явления и объекты

б) цветообозначения

Приведите примеры.

Ответ:

Связь предложений в этом тексте достигается за счёт:

1) полного и частичного лексического повтора (небо, небосклон, солнце, могучее светило, облака, тучи);

2) тематического объединения слов:

а) природные явления и объекты (небо, небосклон, солнце, лучи солнца, тучки, облака, гроза, дождь, звезда, ветер, вихри-круговороты, жар, зной, воздух);

б) цветообозначения (румянец, огнистый, тускло-багровый, лиловый, белый, синева, золотисто-серый, бледно-л иловый, черноватый, розовый и др.).

Задание № 5

Определите, на каком приёме построено описание утра в тексте. Выпишите фрагменты (предложения, сочетания слов), которые подтверждают Вашу точку зрения.

Ответ:

Отрицание (цветовой контраст), выбор и сравнение оттенков.

...заря не пылает пожаром, она разливается кротким румянцем; солнце не огнистое, не тускло-багровое, но светлое и приветно лучезарное...

Задание № 6

Выпишите из текста сравнения (2 — 3 примера). Кратко напишите об их роли в тексте И. С. Тургенева. Отличается ли роль сравнений, выраженных творительным падежом, от роли тех сравнений в тексте, которые вводятся сравнительным союзом?

Ответ:

Например: край облачка засверкает змейками; облака, как дым, ложатся розовыми клубами; они так же лучезарны, как небо.

Сравнения усиливают образную картину июльского дня: помогают детально представить состояние природы, усиливают эмоциональное впечатление, подчёркивая самые существенные, с точки зрения автора, признаки изображаемых явлений.

Сравнения, выраженные творительным падежом, более лаконичны, менее заметны (нет обособления).

Задание № 7

Выпишите из текста метафоры (1 — 2 примера). Кратко напишите об их роли в тексте И. С. Тургенева.

Ответ:

Например: румянец зари, рукава ровной синевы. Метафоры создают образную, поэтическую картину. Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Метафоры не только усиливают зримость и наглядность изображаемого, но и передают неповторимость, индивидуальность авторского видения описываемых предметов или явлений.

Задание № 8

Яркой характерной чертой описания считается статичность.

Описание предполагает в первую очередь перечисление наблюдаемых предметов, сообщение их признаков.

Объясните, почему текст при наличии различных микротем состоит из одного абзаца.

Ответ:

Наличие абзацев определяется замыслом (задачей) речи, наличием существенно отличающихся друг от друга микротем. Здесь же автор хотел подчеркнуть единство темы, обозначенной в первом предложении. Поэтому абзацев нет.

Задание № 9

Объясните, почему данный текст является описанием.

Ответ:

Тип речи определяется замыслом (задачей) речи. Автор хотел передать красоту июльского дня, обратив внимание на различные явления, наблюдаемые и воспринимаемые как единое целое.

Описание — функционально-смысловой тип речи, изображающий предметы и их признаки, одновременно сосуществующие в восприятии человека. В описании подробно передаются состояние окружающего мира и человека, природа, местность, интерьер, внешность и другие воспринимаемые, непосредственно наблюдаемые или воображаемые явления.

Задание № 10

Объясните, почему данный текст относится к художественному стилю речи.

Ответ:

Стиль речи определяется замыслом (задачей) высказывания. Автор хотел подчеркнуть красоту природы, создав незабываемый образ июльского дня.