Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел III диалог с текстом
Задача № 8. Смысловой анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания № 1 — 10.

1)Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию tre outchitel,1 не очень понимая значение этого слова. 2)Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. 3)Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. 4)К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. 5)Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причём учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать её винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. 6)Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом. 7)Мы жили душа в душу. 8)Другого ментора2 я и не желал. 9)Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю.

10)Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. 11)Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. 12)У него расправа была коротка. 13) Он тотчас потребовал каналью француза. 14)Доложили, что мусье давал мне свой урок. 15)Батюшка пошёл в мою комнату. 16)В это время Бопре спал на кровати сном невинности. 17)Я был занят делом. 18)Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. 19)0на висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. 20)Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. 21)Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды. 22)Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. 23)Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мёртво пьян. 24)Семь бед, один ответ. 25)Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. 26)Тем и кончилось моё воспитание.

(А. Пушкин. Капитанская дочка)

1 Чтобы стать учителем. Русское слово «учитель» дано во французском написании для придания ему комического оттенка.

2 Ментор — воспитатель, наставник (по имени воспитателя Телемаха, сына Одиссея, в гомеровской поэме «Одиссея»).

Задание № 1

Перечитайте предложение 1.

Заполните таблицу:

Характеристика Бопре

Выводы

...был парикмахером,... солдатом,

...tre outchitel


...в отечестве своём..., в Пруссии..., приехал в Россию...


...не очень понимая значение этого слова.


Ответ:

Характеристика Бопре

Выводы

...был парикмахером, ... солдатом, ...tre outchitel

Менял профессии; занятия Бопре настолько разные, что можно предположить: хорошо свою работу он не выполнял нигде.

Нет образования, чтобы быть учителем

...в отечестве своём..., в Пруссии..., приехал в Россию...

Работал там, где подворачивался случай

...не очень понимая значение этого слова.

Не понимал, что значит быть учителем, не мог им быть

Задание № 2

Найдите в тексте (предложения 2 — 4) слова (фразы), объясняющие такой (см. задание № 1) «профессиональный путь» Бопре.

1. ...

2. ...

3. ...

Ответ:

Он ... ветрен и беспутен до крайности.

Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу.

К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее.

Задание № 3

Какие подробности жизни Бопре в доме Гринёвых доказывают, что он был «...добрый малый, ветрен и беспутен1 до крайности»? Заполните таблицу:

Черты характера

Примеры из текста

Был добрый малый...


Ветрен...


Беспутен до крайности


1 Беспутный:

1. м. разг. Тот, кто ведёт беспорядочный образ жизни, не имеет какой-либо цели.

2. перен. Тот, кто ведёт разгульный, развратный, предосудительный образ жизни.

Ответ:

Черты характера

Примеры из текста

Был добрый малый...

Мы жили душа в душу.

Ветрен...

...по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочёл наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски...

Беспутен до крайности

Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька...

Задание № 4

С какой целью употреблены в тексте данные слова? Заполните таблицу.

Слова (сочетания слов)

Выводы по характеристике персонажа

...обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам (выделено автором в тексте) ...


...болтать по-русски...


Другого ментора я и не желал.


...спал на кровати сном невинности.


Ответ:

Слова (сочетания слов)

Выводы

...обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам (выделено автором в тексте) ...

Ирония и по отношению к дворянскому воспитанию: необразованный француз ничему этому научить не мог

...болтать по-русски...

С одной стороны, слово характеризует «ветреность» Бопре, с другой — его способности (научился бегло говорить по-русски)

Другого ментора я и не желал

Ирония: Бопре ничему не учил. Самоирония рассказчика: отношение Петра Гринёва к занятиям

...спал на кровати сном невинности

Фразеологизм: Крепко, безмятежно спал, ирония: должен был давать урок, но спал. И потому что был «мёртво пьян». И не испытывал при этом никаких угрызений совести.

Задание № 5

Выпишите фрагменты текста, в которых даётся характеристика уклада жизни семьи Гринёвых.

Ответ:

5)Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причём учителя обыкновенно и обносили...

11)Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке.

12)У него расправа была коротка.

13)Он тотчас потребовал каналью француза.

22)Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами.

25)Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора...

Задание № 6

На основе выписанных фрагментов текста кратко напишите о заведённых порядках в доме Гринёва.

Ответ:

Батюшка — глава семьи, ему все подчиняются. Он строг, короток на расправу (суровая и решительная расправа, т. е. принуждение силой, наказание; короток на расправу — поговорка). Гринёв-старший не считает учителя равным себе, учитель — род слуги, однако всё-таки допущен за стол с господами.

Задание № 7

Языковой анализ — совокупность приёмов, систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики — с целью выявления структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте.

Какие языковые единицы поддерживают разговорность стиля фрагмента текста?

Ответ:

1) Разговорная лексика: охал, болтать.

2) Фразеологизмы, устойчивые обороты, имеющие характер разговорности: добрый малый, любил хлебнуть лишнее, кинуться ... в ноги, мёртво пьян.

3) Бранное слово: каналья.

4) Пословицы и поговорки: семь бед — один ответ; короток на расправу.

Задание № 8

Найдите в тексте фрагменты, сочетание которых заставляет читателя увидеть, как Гринёв-младший вспоминает о своём «воспитании».

Каков основной тон этих записок-воспоминаний?

Ответ:

...и потом каждый из нас занимался уже своим делом. 7)Мы жили душа в душу. 8)Другого ментора я и не желал.

14)Доложили, что мусье давал мне свой урок. 16)В это время Бопре спал на кровати сном невинности.

17)Я был занят делом. 20)Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу.

21)Батюшка вошёл в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. 22)Увидя мои упражнения в географии...

25)Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора... 26)Тем и кончилось моё воспитание.

Основной тон записок-воспоминаний иронический.

Ключевые слова бывают трёх типов: на уровне содержания — «опорные слова» (повторяются в тексте), на уровне смысла — «смысловые вехи» (как правило, повторяются), на уровне замысла — «слова-концепты» (слова, помогающие понять концепцию, идею, основную мысль текста в целом).

Задание № 9

К. И. Чуковский писал о языке произведений А. С. Пушкина «... Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту, музыкальность, и мы учимся у него до последних седин и храним его заветы как святыню, но ...теперь мы уже не скажем вслед за ним: скрып, дальный, тополы, бревны, турков». Найдите в тексте фрагмента то, что является речевой или грамматической ошибкой с точки зрения современных норм.

Ответ:

Например:

Сделать из неё змей — змея.

Соблазняла ...добротою бумаги. Совр.: — добротностью.

Обольстил их неопытность — совр.: обольстил их из-за их неопытности.

К неописанной радости — совр.: к неописуемой радости.

Слабостию (старославянская по происхождению форма) — совр.: слабостью.

Задание № 10

Вспомните, в каких произведениях А. С. Пушкина есть персонаж учителя-француза (гувернёра-воспитателя). Что есть общего в их изображении?

Ответ:

Дубровский» (Дефорж), «Евгений Онегин» (воспитатель-француз у Евгения Онегина).

Общее: не были учителями по образованию. Дефоржа, например, первоначально воспринимала как «род слуги». Для Дефоржа, как и для Бопре, это была своего рода авантюра. Бопре и воспитатель-француз у Евгения Онегина, можно сказать, «учили шутя», не докучали «моралью строгой».