Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел II готовимся к итоговой аттестации
Задача № 7. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Светлая капель

Зарница... Самоё звучание этого слова как бы передаёт медленный ночной блеск далёкой молнии. Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», — освещают его по ночам — и от этого хлеб наливается быстрее. Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе. В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. В заре, в рассвете есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки. Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами.

(К. Паустовский)

Задание № 1

На экзамене по русскому языку ОГЭ в 9 классе в задании 15.1 требуется написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, аргументировать ответ, привести примеры лингвистических явлений из прочитанного текста, иллюстрирующие тезис (всего 2 примера). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Это условия выполнения задания.

Дан тезис: известный лингвист В. В. Виноградов писал: «В реальной истории языка грамматические и лексические формы и значения органически связаны, постоянно влияют друг на друга...»

Как решить задачу? Составим алгоритм решения задачи.

1. Принять тезис за основу.

2. Объяснить, как Вы понимаете тезис (объяснить ключевые слова тезиса).

3. Найти в тексте примеры, соответствующие Вашему объяснению тезиса.

4. Объяснить, почему первый пример соответствует Вашему объяснению и тезису.

5. Объяснить, почему второй пример соответствует Вашему объяснению и тезису.

6. Сделать вывод о верности тезиса.

Объясните, как Вы понимаете тезис (см. п. 2 алгоритма).

Ответ:

Взаимодействие грамматики с лексикой можно показать следующим примером. Что может выражать мысль, выраженная таким рядом слов: мы, чувствовать, солдат, задет, за, живой, Таня, и, что, грозить, опасность. В этом примере трудно даже догадаться, что означают слова вместе взятые. А между тем в рассказе М. Горького «26 и одна» читаем: «Мы чувствовали, что солдат задет за живое и что Тане грозит опасность». Следовательно, для того, чтобы выразить мысль, следует не только разобраться в семантике отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли. Мысль наша как бы облекается в определённую форму, которая оказывается тесно с ней связанной. Грамматика, устанавливая грамматические отношения между словами, не механически объединяет их. Она не безразлична к тем реальным смысловым связям, которые существуют между словами в данном языке. Далеко не всякое слово грамматика может соединить с любым другим словом данного языка.

Крепкое слово — это верное нерушимое слово, в то время, как крепкое словцо — это бранное нехорошее слово. (Т. Н. Мерцалова. Лекции по языкознанию).

Ответ Задание № 1

Задание направлено на формирование умения интерпретировать заданное лингвистическое высказывание.

Грамматика1 — это наука, являющаяся разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

1 Виноградов В. В. Русский язык. — М., 1972. — С. 9.

Грамматика тесно связана с различными разделами языкознания, но особенно тесно с лексикой (лексикологией, словарями), потому что изучает грамматические свойства слов, каждое из которых имеет своё лексическое значение. Наиболее ярким примером связи и соотношения лексики и грамматики является наличие в русском языке предложений, в которых каждое слово, имеющее своё значение, связано с другим грамматически.

В грамматике как учении о строе языка чаще всего выделяют три части: 1) учение о слове и его формах, о способах образования слов и их форм; 2) учение о словосочетании, о его формах и его типах; 3) учение о предложении и его типах, о компонентах (составных частях) предложений, о приёмах сцепления предложений, о сложном синтаксическом целом (фразе).

(Справка: лингвист де Соссюр также указывал на взаимопроникновение грамматических и лексических форм и значений в живой системе языка: «Лексика и грамматика как бы два полюса, между которыми развивается вся система, два встречных течения, по которым направляется движение языка: с одной стороны, склонность к употреблению лексикологического инструмента — немотивированного знака, с другой стороны, предпочтение, оказываемое грамматическому инструменту — правилу конструкции»). Таким образом, грамматика и лексика связаны очень тесно, что можно подтвердить примерами из текста.

Задание № 2

Выполните действия, записанные в пунктах 3 — 6 алгоритма.

Ответ:

Задание направлено на обоснование данного и выдвинутого тезисов примерами из текста.

Обосновывать необходимо положение, что «наиболее ярким примером связи и соотношения лексики и грамматики является наличие в русском языке предложений, в которых каждое слово, имеющее своё значение, связано с другим грамматически»1.

Например, можно рассмотреть любое предложение текста по образцу, данному во вставке.

1 Можно выдвинуть и другой тезис: неразрывная связь лексики и грамматики помогает осмысленно передать наши представления об окружающем мире. Значит, освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.

Задание № 3

Дан тезис: «Слово может выражать и единичное понятие, конкретное, абстрактное, и общую идею отношения, и законченную мысль». (В. Виноградов)

Объясните, как Вы понимаете тезис (см. п. 2 алгоритма, данного в задании № 1).

Ответ:

Задание направлено на обоснование данного и выдвинутого тезисов примерами из текста.

Обосновывать необходимо положение: знаменательные слова могут иметь лексические значения единичности, конкретности, абстракции. Служебные части речи, предлоги и союзы, передают значения отношений между словами. Но отдельное слово, если оно оформлено как предложение, может передавать и законченную мысль.

Задание № 4

Выполните действия, записанные в пунктах 3-6 алгоритма, данного в задании № 1.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения интерпретировать заданное лингвистическое высказывание.

Дан тезис:«Слово может выражать и единичное понятие, конкретное, абстрактное, и общую идею отношения, и законченную мысль». (В. В. Виноградов)

Каждое слово имеет своё значение. Например, знаменательные слова могут иметь лексические значения единичности, конкретности, абстракции. Служебные части речи, предлоги и союзы, передают значения отношений между словами. Но отдельное слово, если оно оформлено как предложение, может передавать и законченную мысль. Например, в тексте К. Паустовский называет зарю одним из «прекраснейших слов русского языка». Оно поэтично, загадочно, его «никогда не говорят громко». Это восприятие слова автором. А конкретное лексическое значение слова заря — свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Слово заря выражает единичное понятие.

Смысловые отношения последовательности между частями сложного предложения передаёт, например, союз и: «Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь». А вот слово зарница, с которого начинается текст, оформлено как предложение и передаёт законченную мысль: как бы представляет слово в целом во всей полноте его смыслов и значений.

Задание № 5

Дан тезис: «То или иное значение слова реализуется и определяется контекстом его употребления». (В. Виноградов)

Объясните, как Вы понимаете тезис (см. п. 2 алгоритма, данного в задании № 1).

Ответ:

Задание направлено на формирование умения интерпретировать заданное лингвистическое высказывание.

Дан тезис: «То или иное значение слова реализуется и определяется контекстом его употребления». (В. В. Виноградов)

Слова в контексте (в тексте) сочетаются друг с другом, реализуя при этом свои разные значения, как прямые, так и переносные.

Задание № 6

Выполните действия, записанные в пунктах 3-6 алгоритма, данного в задании № 1.

Ответ:

Задание направлено на обоснование данного и выдвинутого тезисов примерами из текста.

Обосновывать необходимо положение: «Слова в контексте (в тексте) сочетаются друг с другом, реализуя при этом свои разные значения, как прямые, так и переносные». Например, одно из прямых значений слова гореть — порождать и поддерживать собою пламя, огонь, постепенно уничтожаясь. В тексте слово горят в сочетании со словом звёзды обозначает сверкать ярким, ослепительным светом, блестеть.

В тексте синева названа чистой, т. е. без изъяна, без каких-либо примесей, а значит, совершенной, высшего качества. Такое значение слова является переносным (прямые значения: свободный от грязи, не загрязнённый; не содержащий примесей).

Задание № 7

Дан тезис: «Слово с живым представлением — образное, поэтическое слово». (В. Виноградов)

Объясните, как Вы понимаете тезис (см. п. 2 алгоритма, данного в задании № 1).

Ответ:

Задание направлено на формирование умения интерпретировать заданное лингвистическое высказывание.

Дан тезис: «Слово с живым представлением — образное, поэтическое слово». (В. В. Виноградов)

По-моему, слово с живым представлением — это слово авторское, позволяющее увидеть предмет с неожиданной стороны, слово, употреблённое не только в переносном значении, но и с особым смыслом. Такими словами создаются яркие, поэтические образы.

Задание № 8

Выполните действия, записанные в пунктах 3-6 алгоритма, данного в задании № 1.

Ответ:

Задание направлено на обоснование данного и выдвинутого тезисов на основе примеров текста.

Обосновывать необходимо положения:

• Слово с живым представлением можно назвать слово авторское, употреблённое не только в переносном значении, но и с особым смыслом.

• Такими словами создаются яркие, поэтические образы.

Например, живым представлением слова в тексте К. Паустовского можно назвать характеристику слова заря. Автор пишет, что «слово заря — одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать». Так автор воспринимает это слово в единстве его лексического значения и звукового образа.

По-своему, поэтически, образно, автор представляет и слово зарница. Он обращает внимание на звучание слова, близкое в его восприятии поэтической картине медленного ночного блеска далёкой молнии.

Задание № 9

Дан тезис: «Только будучи помещёнными в контекст предложения, сравнительные обороты получают логическую завершённость». (М. Малых)

Объясните, как Вы понимаете тезис (см. п. 2 алгоритма, данного в задании №1).

Ответ:

Задание направлено на формирование умения интерпретировать заданное лингвистическое высказывание.

Дан тезис: «Только будучи помещёнными в контекст предложения, сравнительные обороты получают логическую завершённость». (М. Л. Малых)

Сравнительные обороты — часть простого предложения. Обычно они вводятся сравнительными союзами: как, будто, как будто и др. Сравнительные обороты не могут употребляться самостоятельно, необходимо назвать в предложении тот предмет или явление, с которым сравнение будет соотноситься.

Задание № 10

Выполните действия, записанные в пунктах 3 — 6 алгоритма, данного в задании № 1.

Ответ:

Задание направлено на обоснование данного и выдвинутого тезисов примерами из текста.

Обосновывать необходимо положения:

Сравнительные обороты — часть простого предложения. Обычно они вводятся сравнительными подчинительными союзами как, будто, как будто и др., а значит, зависимы.

Сравнительные обороты не могут употребляться самостоятельно, необходимо назвать в предложении тот предмет или явление, с которым сравнение будет соотноситься.

Например, рассмотрим употребление в тексте К. Паустовского следующих сравнительных оборотов: (воздух) чист, как родниковая вода; (брёвна) загораются, как слоистый янтарь. В обоих случаях сравнительные обороты вводятся подчинительным союзом как. Подчинительный союз указывает на определённую «зависимость» сравнительного оборота от главной части или главного слова.

В обоих случаях определённо выражены слова, к которым сравнения относятся: чист, загораются, т. е. логически завершенными будут сравнительные обороты в контексте предложения.