Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел II готовимся к итоговой аттестации
Задача № 6. Русская кухня
Прочитайте текст1 и выполните задания 1 — 10.
1 http://traditio-ru.org/wiki/% D0% F3% Fl % Fl % EA% E0% FF_% EA% F3% F5 %ED%FF
Представления большинства наших современников о собственной кухне, к великому сожалению, удивительно примитивны. Существует несколько затёртых штампов, из которых следует, что основная еда русских людей во все времена — капустные щи, каша и пельмени, что мяса «простой народ» никогда не видывал, а имущему классу подавали на стол лебедей прямо в перьях, что, наконец, фантазия русских стряпух была ограничена русской печью и чугунком. И наткнувшись в произведениях художественной литературы лишь XIX века на упоминания забытых ныне блюд, таких как няня, перепеча, саламата, кулага, кокурка, современник вздохнёт сокрушённо — мол, была еда прежде нас, да позабыта давно...
Впервые о том, что многие кушанья старинной русской кухни ушли от нас безвозратно, написал ещё на рубеже XVIII — XIX веков тульский помещик Левшин в своей «Русской поварне». Тем не менее начиная с дохристианских времён и вплоть до начала XVIII века русская кухня практически оставалась неизменной.
Существенные изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке. Именно на этом этапе русской истории закончилось разделение национальной кухни на простонародную, в полной мере сохраняющую традиционные и привычные блюда и продукты, и кухню столичного дворянства, в которой большинство кушаний были заимствованы из кухонь европейских.
С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций. Возникает совершенно уникальная трактирная кухня, ориентированная на самый широкий круг обывателей — от ямщиков до богатых купцов и чиновников. В основе её — традиционная русская кулинария, здесь уже не стесняются ни каш, ни щей, ни расстегаев, ни кулебяк. Блюда готовятся в больших трактирных печах, в принципе своём не отличающихся от домашних русских печей.
После реформ Александра Второго и фактического лишения дворянства непререкаемого общественного авторитета — незамутнённое офранцуживанием и онемечиванием русское купечество начинает диктовать кулинарную моду. Крестьянские корни, традиционное воспитание и генетическая память определяют кулинарный репертуар в русских домах и трактирах.
Этот частичный возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории. Экономический подъём империи, стремительное развитие промышленности и сельского хозяйства, финансовая, военная и политическая мощь Государства Российского поднимают и национальную гордость подданных. Русский человек, независимо от социальной принадлежности, не стесняется быть русским, мало того — он хочет быть русским во всём. Европейская мода остаётся, но приоритеты уже иные...
Задание № 1
Перечитайте текст. Заполните таблицу:
№ абзаца |
Вопросный план |
Тезисный план |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
Ответ:
Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).
№ абзаца |
Вопросный план |
Тезисный план |
1 |
Каковы представления наших современников о традиционной русской кухне? |
Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны |
2 |
Забыты ли кушанья старинной русской кухни? |
Русская кухня практически оставалась неизменной |
3 |
Какие изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке? |
Именно в XVII веке закончилось разделение национальной кухни на простонародную и кухню столичного дворянства |
4 |
Каковы основные изменения гастрономических интересов в середине XIX века? |
С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня |
5 |
Кто становится законодателем кулинарной моды? |
Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду |
6 |
Почему происходит возврат к истинно национальным ценностям? |
Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории |
Задание № 2
Необходимая (главная) информация — это информация, без которой неясен основной смысл текста и, значит, искажено его восприятие. Главная информация определяется на основе важности информации с позиции автора и логики повествования.
Добавьте в данный тезисный план информацию, которую Вы считаете необходимой для полного понимания смысла текста. (В предлагаемом тезисном плане 57 слов.) Следите за смысловой и языковой связью единиц текста. (Вставьте необходимые средства связи между абзацами и предложениями.) Постарайтесь уложиться в 70 — 75 слов.
1-й абзац. Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны. (8 слов)
2-й абзац. Русская кухня практически оставалась неизменной. (5 слов)
3-й абзац. Существенные изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке. (10 слов)
4-й абзац. С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня. (18 слов)
5-й абзац. Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду. (6 слов)
6-й абзац. Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории. (10 слов)
Посчитайте полученное количество слов (должно быть не менее 70).
Ответ:
Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного). Шрифтом выделены вставки и переработки предложений.
Ответ примерный:
Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны (8 слов). В основном все основываются на затёртых штампах. (7 слов).
Но надо знать, что начиная с дохристианских времён и вплоть до начала восемнадцатого века (14 слов) русская кухня практически оставалась неизменной (5 слов).
Существенные же (1 слово) изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке (10 слов).
С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня (18 слов). В основе её — традиционная русская кулинария (6 слов).
Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду (6 слов). Крестьянские корни, традиционное воспитание и генетическая память определяют кулинарный репертуар в русских домах и трактирах (15 слов).
Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории (10 слов), когда финансовая, военная и политическая мощь Государства Российского поднимают и национальную гордость подданых. Русский человек не стесняется быть русским, он хочет быть русским во всём (25 слов).
Задание № 3
С какой целью (зачем) автор написал этот текст?
Ответ:
Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).
Автор хотел рассказать об истории русской кухни и её основе — национальных традициях, основанных на образе жизни русских купцов и крестьян.
Задание № 4
Передайте содержание текста предложениями, в которых будет не более 20 слов.
Предложения запишите, установив смысловую и языковую связь между ними.
Ответ:
Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).
История русской кухни и её основа — национальные традиции, основанные на образе жизни русских купцов и крестьян.
Задание № 5
Перечитайте текст и напишите сжатое изложение по памяти, используя черновик.
Ответ:
Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).
Критерии оценки:
1. Сохранён основной смысл каждой микротемы.
2. Нет логических ошибок.
3. Нет речевых ошибок.
4. Нет грамматических ошибок.
5. Нет пунктуационных ошибок.
Задание № 6
Перечитайте записанное на черновике. Перепишите записанное, устанавливая логические и языковые связи между словами, фразами, предложениями, абзацами. Если логика во фрагменте текста не восстанавливается, попробуйте обойтись без фраз, смысл которых Вы забыли.
Ответ
Задание № 7
Перечитайте получившийся текст. Вычеркните из текста (при достаточном количестве слов) неясные (нелогичные, непонятные) для Вас фрагменты, фразы. Расставьте знаки препинания, проверьте орфографию по словарю.
Ответ
Задание № 8
Перечитайте текст. Выпишите слова, правописание которых можно проверить по орфографическому словарю.
Заполните таблицу:
Слово из текста |
Что можно проверить по орфографическому словарю? |
Что нельзя проверить? |
Ответ
Задание № 9
Прочитайте и запомните минимальный план пунктуационной проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу. Заполните таблицу своими примерами и результатами проверки.
№ |
Что проверяем? |
Результаты проверки |
1 |
Выделяем (подчёркиваем в черновике) основы предложений |
Простое — сложное |
2 |
Выделяем все союзы |
Сочинительный — подчинительный |
3 |
Выделяем причастные и деепричастные обороты (одиночные деепричастия) |
Границы обособления |
Ответ
Задание № 10
Прочитайте и запомните минимальный план речевой и грамматической проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу. Заполните таблицу своими примерами и результатами проверки.
№ |
Что проверяем? |
Результаты проверки |
1 |
Наличие подлежащего в предложении |
Пишите предложение только с подлежащим |
2 |
Отсутствие придаточных предложений, у которых «потерялась» главная часть |
Допишите главную часть или исключите из предложения подчинительные союзы |
3 |
Согласование подлежащего и сказуемого |
Проверьте соотнесённость рода и числа |
4 |
Правильное употребление деепричастного оборота |
Проверьте: деепричастие должно обозначать дополнительное действие того же лица, которое выполняет и основное действие |
5 |
Отсутствие неоправданного повтора одних и тех же слов, находящихся рядом |
Замените или исключите повторяющиеся слова |
Ответ