Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел II готовимся к итоговой аттестации
Задача № 6. Русская кухня

Прочитайте текст1 и выполните задания 1 — 10.

1 http://traditio-ru.org/wiki/% D0% F3% Fl % Fl % EA% E0% FF_% EA% F3% F5 %ED%FF

Представления большинства наших современников о собственной кухне, к великому сожалению, удивительно примитивны. Существует несколько затёртых штампов, из которых следует, что основная еда русских людей во все времена — капустные щи, каша и пельмени, что мяса «простой народ» никогда не видывал, а имущему классу подавали на стол лебедей прямо в перьях, что, наконец, фантазия русских стряпух была ограничена русской печью и чугунком. И наткнувшись в произведениях художественной литературы лишь XIX века на упоминания забытых ныне блюд, таких как няня, перепеча, саламата, кулага, кокурка, современник вздохнёт сокрушённо — мол, была еда прежде нас, да позабыта давно...

Впервые о том, что многие кушанья старинной русской кухни ушли от нас безвозратно, написал ещё на рубеже XVIII — XIX веков тульский помещик Левшин в своей «Русской поварне». Тем не менее начиная с дохристианских времён и вплоть до начала XVIII века русская кухня практически оставалась неизменной.

Существенные изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке. Именно на этом этапе русской истории закончилось разделение национальной кухни на простонародную, в полной мере сохраняющую традиционные и привычные блюда и продукты, и кухню столичного дворянства, в которой большинство кушаний были заимствованы из кухонь европейских.

С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций. Возникает совершенно уникальная трактирная кухня, ориентированная на самый широкий круг обывателей — от ямщиков до богатых купцов и чиновников. В основе её — традиционная русская кулинария, здесь уже не стесняются ни каш, ни щей, ни расстегаев, ни кулебяк. Блюда готовятся в больших трактирных печах, в принципе своём не отличающихся от домашних русских печей.

После реформ Александра Второго и фактического лишения дворянства непререкаемого общественного авторитета — незамутнённое офранцуживанием и онемечиванием русское купечество начинает диктовать кулинарную моду. Крестьянские корни, традиционное воспитание и генетическая память определяют кулинарный репертуар в русских домах и трактирах.

Этот частичный возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории. Экономический подъём империи, стремительное развитие промышленности и сельского хозяйства, финансовая, военная и политическая мощь Государства Российского поднимают и национальную гордость подданных. Русский человек, независимо от социальной принадлежности, не стесняется быть русским, мало того — он хочет быть русским во всём. Европейская мода остаётся, но приоритеты уже иные...

Задание № 1

Перечитайте текст. Заполните таблицу:

№ абзаца

Вопросный план

Тезисный план

1



2



3



4



5



6



Ответ:

Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).

№ абзаца

Вопросный план

Тезисный план

1

Каковы представления наших современников о традиционной русской кухне?

Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны

2

Забыты ли кушанья старинной русской кухни?

Русская кухня практически оставалась неизменной

3

Какие изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке?

Именно в XVII веке закончилось разделение национальной кухни на простонародную и кухню столичного дворянства

4

Каковы основные изменения гастрономических интересов в середине XIX века?

С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня

5

Кто становится законодателем кулинарной моды?

Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду

6

Почему происходит возврат к истинно национальным ценностям?

Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории

Задание № 2

Необходимая (главная) информация — это информация, без которой неясен основной смысл текста и, значит, искажено его восприятие. Главная информация определяется на основе важности информации с позиции автора и логики повествования.

Добавьте в данный тезисный план информацию, которую Вы считаете необходимой для полного понимания смысла текста. (В предлагаемом тезисном плане 57 слов.) Следите за смысловой и языковой связью единиц текста. (Вставьте необходимые средства связи между абзацами и предложениями.) Постарайтесь уложиться в 70 — 75 слов.

1-й абзац. Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны. (8 слов)

2-й абзац. Русская кухня практически оставалась неизменной. (5 слов)

3-й абзац. Существенные изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке. (10 слов)

4-й абзац. С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня. (18 слов)

5-й абзац. Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду. (6 слов)

6-й абзац. Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории. (10 слов)

Посчитайте полученное количество слов (должно быть не менее 70).

Ответ:

Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного). Шрифтом выделены вставки и переработки предложений.

Ответ примерный:

Представления большинства наших современников о собственной кухне примитивны (8 слов). В основном все основываются на затёртых штампах. (7 слов).

Но надо знать, что начиная с дохристианских времён и вплоть до начала восемнадцатого века (14 слов) русская кухня практически оставалась неизменной (5 слов).

Существенные же (1 слово) изменения произошли в отечественной кулинарной традиции в XVII веке (10 слов).

С середины XIX века начинается серьёзный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций: возникает совершенно уникальная трактирная кухня (18 слов). В основе её — традиционная русская кулинария (6 слов).

Русское купечество начинает диктовать кулинарную моду (6 слов). Крестьянские корни, традиционное воспитание и генетическая память определяют кулинарный репертуар в русских домах и трактирах (15 слов).

Возврат к истинно национальным ценностям приходится на особый период отечественной истории (10 слов), когда финансовая, военная и политическая мощь Государства Российского поднимают и национальную гордость подданых. Русский человек не стесняется быть русским, он хочет быть русским во всём (25 слов).

Задание № 3

С какой целью (зачем) автор написал этот текст?

Ответ:

Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).

Автор хотел рассказать об истории русской кухни и её основе — национальных традициях, основанных на образе жизни русских купцов и крестьян.

Задание № 4

Передайте содержание текста предложениями, в которых будет не более 20 слов.

Предложения запишите, установив смысловую и языковую связь между ними.

Ответ:

Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).

История русской кухни и её основа — национальные традиции, основанные на образе жизни русских купцов и крестьян.

Задание № 5

Перечитайте текст и напишите сжатое изложение по памяти, используя черновик.

Ответ:

Задание направлено на формирование умений содержательной компрессии текста (выделение главного — второстепенного).

Критерии оценки:

1. Сохранён основной смысл каждой микротемы.

2. Нет логических ошибок.

3. Нет речевых ошибок.

4. Нет грамматических ошибок.

5. Нет пунктуационных ошибок.

Задание № 6

Перечитайте записанное на черновике. Перепишите записанное, устанавливая логические и языковые связи между словами, фразами, предложениями, абзацами. Если логика во фрагменте текста не восстанавливается, попробуйте обойтись без фраз, смысл которых Вы забыли.

Ответ

Задание № 7

Перечитайте получившийся текст. Вычеркните из текста (при достаточном количестве слов) неясные (нелогичные, непонятные) для Вас фрагменты, фразы. Расставьте знаки препинания, проверьте орфографию по словарю.

Ответ

Задание № 8

Перечитайте текст. Выпишите слова, правописание которых можно проверить по орфографическому словарю.

Заполните таблицу:

Слово из текста

Что можно проверить по орфографическому словарю?

Что нельзя проверить?







Ответ

Задание № 9

Прочитайте и запомните минимальный план пунктуационной проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу. Заполните таблицу своими примерами и результатами проверки.

Что проверяем?

Результаты проверки

1

Выделяем (подчёркиваем в черновике) основы предложений

Простое — сложное

2

Выделяем все союзы

Сочинительный — подчинительный

3

Выделяем причастные и деепричастные обороты (одиночные деепричастия)

Границы обособления

Ответ

Задание № 10

Прочитайте и запомните минимальный план речевой и грамматической проверки работы. Последовательно, по плану, проверьте работу. Заполните таблицу своими примерами и результатами проверки.

Что проверяем?

Результаты проверки

1

Наличие подлежащего в предложении

Пишите предложение только с подлежащим

2

Отсутствие придаточных предложений, у которых «потерялась» главная часть

Допишите главную часть или исключите из предложения подчинительные союзы

3

Согласование подлежащего и сказуемого

Проверьте соотнесённость рода и числа

4

Правильное употребление деепричастного оборота

Проверьте: деепричастие должно обозначать дополнительное действие того же лица, которое выполняет и основное действие

5

Отсутствие неоправданного повтора одних и тех же слов, находящихся рядом

Замените или исключите повторяющиеся слова

Ответ