Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел I. Повторение и обобщение изученного в 5 - 8 классах
Задача № 5. Синтаксис
Прочитайте текст1 и выполните задания 1 — 10.
1 По В. Пескову. Альпийские встречи // http://royallib.rU/read/peskov_vasiliy/alpiyskie_vstrechi.html#40960
1)Переход русской армии через Альпы состоялся осенью 1799 года. 2)Россия в то время в союзе с Австрией воевала против наполеоновской Франции. 3)В ходе войны возникла необходимость передвинуть двадцатитысячное войско Суворова в Швейцарию из Италии на соединение с другой частью русской армии и с армией австрийского генерала Готце. 4)Путь лежал через Альпы.
5)«В военной истории человечества мало можно найти столь драматических эпизодов... 6)Всё соединилось здесь против русской армии: ледяная стужа, непроходимые горы и стерегущие бездонные пропасти, энергичный, гораздо более многочисленный враг, отсутствие припасов, одежды и патронов, незнание местности и непривычка к горным условиям, наконец, изменническая политика Австрии... 7)И, несмотря на это, отряд Суворова не растаял, не погиб, а вышел из окружения, полководец перенёс все тяготы наравне со своими солдатами, а солдаты проявили такую стойкость, что их героический марш в тесном кольце врагов поразил всю Европу». 8)Это строки из книги «А. В. Суворов».
9)Нельзя без волнения читать в этой книге подробности перехода. 10)Вспоминая знаменитое полотно Сурикова, понимаешь: в нём нет преувеличения. 11)Солдаты, выросшие на равнинах, без всякого снаряжения в суровое время года прошли там, где ныне проходят лишь альпинисты. 12)Противник Суворова в Альпах наполеоновский маршал Массена признавался, что отдал бы все свои победы за один швейцарский переход Суворова.
13)Чёртов мост... 14)В альпийском походе Суворова, сплошь драматичном, Чёртов мост был всего лишь страницей, но едва ли не самой впечатляющей и выразительной. 15)О штурме моста через пропасть, кажется, легче всего было рассказывать вернувшимся из похода. 16)И в хрестоматиях по истории этот штурм вырос едва ль не до главного символа всей эпопеи. 17)В детстве мы, ещё толком не ведая, где находятся Альпы, Чёртов мост уже знаем.
18)И вот он, мост... 19)Подступы к нему стиснуты почти отвесными скалами — узкий коридор в камне, по которому навстречу русским летела стена картечи... 20)Не осталось ли следа на камне? 21)Нет. 22)Ущелье расширено. 23)По нему пролегает сейчас Сен-Готардский автомобильный путь.
24)Мост через пропасть несколько раз перестраивался, и сейчас тут действуют один над другим два моста, так что от первоначальной арки осталось только символическое «плечо камней», которое помнит всё, что тут было 25 сентября 1799 года.
Задание № 1
Выпишите из текста номера предложений, которые передают основную мысль текста.
Ответ: № 5, 6, 7. Допустимо 12 и 14.
Задание № 2
Приведите примеры предложений, в которых изложена второстепенная информация: 1) о героическом переходе через Альпы; 2) о Чёртовом мосте «времён Суворова».
Ответ:
Например: 1) 8, 9, 10; 2) 15, 16, 17.
Задание № 3
Заполните таблицу:
Вид связи слова в словосочетании |
Примеры из текста |
Грамматическое значение словосочетания |
военной истории |
||
переход через Альпы |
||
необходимость передвинуть |
Пример: воевала против ...Франции (управление) — действие и его направленность.
> Замените данные словосочетания синонимичными, используя другой вид связи в словосочетании.
Ответ:
Вид связи слова в словосочетании |
Примеры из текста |
Грамматическое значение словосочетания |
Согласование |
военной истории |
Предмет и его признак |
Управление |
переход через Альпы |
Действие (выражено сущ.) и его направленность |
Примыкание |
необходимость передвинуть |
Отвлечённое понятие (сущ.) и его признак (неизм. часть речи — инфинитив) |
История войны, альпийский переход, необходимость передвижения.
Задание № 4
Заполните таблицу:
№ предложения |
Основа предложения |
Чем выражена основа? |
Тип простого предложения (в том числе в составе сложного) по характеру основы |
10 |
|||
12 |
|||
14 |
Ответ:
№ предложения |
Основа предложения |
Чем выражена основа? |
Тип простого предложения (в том числе в составе сложного) по характеру основы |
10 |
понимаешь нет |
гл., 2-е л., ед. ч. слово нет |
определённо-личное безличное |
12 |
маршал Массена признавался отдал бы |
имя сущ. + собств. имя сущ. и глаг. прош. вр. м. р., в ед. ч. условное накл. глаг. (глаг. прош. вр. м. р., вед, ч.) |
двусост. двусост., неполное |
14 |
Чёртов мост был ...страницей |
С/с (название) + глагол-связка + имя существительное (составное именное сказуемое) |
двусост. |
Задание № 5
Заполните таблицу:
№ предложения |
Количество основ в предложении |
6 |
|
7 |
|
11 |
|
15 |
|
17 |
Ответ:
№ предложения |
Количество основ в предложении |
6 |
1 |
7 |
4 |
11 |
2 |
15 |
1 |
17 |
2 |
Задание № 6
Заполните таблицу:
Название обособления, правило. |
Пример из текста |
(7), несмотря на это |
|
(10) Вспоминая знаменитое полотно Сурикова |
|
(11), выросшие на равнинах |
|
(14), сплошь драматичном |
|
(18), мост... |
Ответ:
Название обособления, правило |
Пример из текста |
Обстоятельство уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос несмотря на что? и начинаются с предлога несмотря на, выделяются запятыми |
(7), несмотря на это |
Обособленное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом. Обособляется всегда |
(10) Вспоминая знаменитое полотно Сурикова |
Обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом. Обособляется после главного слова |
(11), выросшие на равнинах |
Обособленное согласованное определение, выраженное именем прилагательным с зависимым словом- наречием (адъективный оборот). Стоит после главного слова, обособляется |
(14), сплошь драматичном |
Обособленное одиночное приложение. Стоит после главного слова — личного местоимения. Обособляется |
(18), мост... |
Задание № 7
Укажите номера предложений, в которых есть вводные слова. Придумайте примеры, в которых те же слова не являются вводными.
1) ...
2) ...
> Кратко напишите, с какой целью в данном тексте использованы вводные слова.
Ответ:
6)...наконец, изменническая политика Австрии... — Например: Наконец они встретились. (В предложении слово наконец не должно завершать рассуждение, перечисление и пр.)
15)О штурме моста через пропасть, кажется, легче всего было рассказывать вернувшимся из похода. — Например: Он кажется маленьким. (Слово кажется должно выступать в составе составного сказуемого.)
Вводные слова использованы в тексте со следующей целью: 1) слово наконец завершает ряд примеров, говорящих о трудностях похода (ряд однородных членов); 2) слово кажется говорит о предположительности утверждения с точки зрения говорящего.
Задание № 8
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо:
1) Подчеркнуть все основы.
2) Выделить (например, обвести кружками) все средства связи частей предложения.
3) Определить тип союза (сочинительный или подчинительный — при подчинительной связи могут использоваться и союзные слова).
4) Расставить границы частей (подчинительное средство связи входит в состав придаточной части).
В каждом из примеров выделите границы подчинительной связи между частями сложного предложения:
... 14) Вальпийском походе Суворова, сплошь драматичном, Чёртов мост был всего лишь страницей, но едва ли не самой впечатляющей и выразительной. 15) О штурме моста через пропасть, кажется, легче всего было рассказывать вернувшимся из похода. 16)И в хрестоматиях по истории этот штурм вырос едва ль не до главного символа всей эпопеи. 17) В детстве мы, ещё толком не ведая, где находятся Альпы, Чёртов мост уже знаем.
18)И вот он, мост... 19)Подступы к нему стиснуты почти отвесными скалами — узкий коридор в камне, по которому навстречу русским летела стена картечи...
Ответ:
14)В альпийском походе Суворова, сплошь драматичном, Чёртов мост был всего лишь страницей, но едва ли не самой впечатляющей и выразительной. 15)О штурме моста через пропасть, кажется, легче всего было рассказывать вернувшимся из похода. 16)И в хрестоматиях по истории этот штурм вырос едва ль не до главного символа всей эпопеи. 17)В детстве мы, ещё толком не ведая, где находятся Альпы, Чёртов мост уже знаем. 18)И вот он, мост... 19)Подступы к нему стиснуты почти отвесными скалами — узкий коридор в камне, по которому навстречу русским летела стена картечи...
Задание № 9
Дайте общую характеристику предложения № 24 (укажите количество частей, главную(-ые), придаточную(-ые) части, границы частей). Составьте схему предложения.
Ответ:
24)Мост через пропасть несколько раз перестраивался, и сейчас тут действуют один над другим два моста, так что от первоначальной арки осталось только символическое «плечо камней», которое помнит всё, что тут было 25 сентября 1799 года.
Предложение сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связями. Состоит из 5 частей.
1)[Мост перестраивался], и 2)[действуют два моста], 3)(так что осталось «плечо камней»), 4)(которое помнит), 5)(что было).
1-я и 2-я части — сочинительная связь;
2-я и 3-я части — главная 2-я, придаточная 3-я, придаточная следствия (программа 9-го класса);
часть 3-я главная для 4-й, придаточной определительной;
часть 4-я главная для 5-й, придаточной изъяснительной.
Предложение с последовательным подчинением придаточных частей (программа 9-го класса).
Задание № 10
Найдите в тексте языковые средства, которые в наибольшей степени помогают автору книги «А. В. Суворов» подчеркнуть героизм марша русской армии.
Ответ:
1) Ряд однородных членов; обобщающее слово.
2) Эпитеты.
О книге «А. В. Суворов» речь идёт только в предложениях № 5 — 7.