Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел I. Повторение и обобщение изученного в 5 - 8 классах
Задача № 4. Морфология

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Лингвист В. М. Мигирин в своей работе «Очерки по теории процессов переходности в русском языке» (1971)1 проанализировал закономерности перехода слова из одной части речи в другую (он назвал этот процесс трансформацией) и отметил, что данный процесс является одним из способов обогащения русского языка в сфере частей речи наряду со словообразованием и заимствованиями.

1 Мигирин В. М. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. Бельцы, 1971.

По мнению автора, можно выделить 3 группы частей речи в русском языке:

1) части речи, создающиеся только на основе словообразования: глаголы, причастия, деепричастия;

2) части речи, создающиеся на основе как словообразования, так и перехода: существительные, прилагательные, наречия;

3) части речи, создающиеся на основе перехода: числительные, местоимения, слова категории состояния, модальные слова, междометия, предлоги, союзы, частицы.

Выделяется целый комплекс факторов, благоприятствующих переходности или задерживающих её. Чрезвычайно важным признаком переходности является изменение типичной синтаксической функции слова.

Возможны случаи, когда переходность слова из одной части речи в другую начинается с изменения лексического значения:

причастие — прилагательное (цветущий сад — цветущий вид);

местоимение — прилагательное (какой-то человек — одежда кое-какая, т.е. плохонькая);

разные части речи — местоимение (книга, данная на время — данный вопрос актуален).

Модальные слова — это слова, с помощью которых выражается субъективное отношение говорящего к высказыванию или его части с точки зрения отношения их к объективной действительности, его достоверности (недостоверности). Чаще всего модальные слова выступают в функции вводных слов.

В русском языке традиционно выделяются следующие группы частей речи: 1) знаменательные части речи; 2) служебные части речи; 3) модальные слова; 4) междометия.

В зависимости от того, какая группа частей речи охватывается процессами возникновения функциональных омонимов, можно разграничить 3 основные зоны их образования:

1) внутри знаменательных частей речи;

2) внутри служебных частей речи;

3) между знаменательными частями речи и служебными, модальными словами и междометиями.

Взаимодействие внутри знаменательных частей речи характерно в первую очередь для имён и причастий:

а) субстантивация (переход других частей речи в класс имён существительных):

— прилагательных (операционная комната— операционная);

— местоимений (ничья победа — «Разводи — ничья!» — крикнуло сразу несколько голосов);

— причастий (юноша, учащийся в техникуме — учащийся);

б) адъективация (переход других частей речи в класс имён прилагательных):

— числительных (первый ряд — первый ученик в классе);

— причастий (река, бурно несущая свои воды — несущая конструкция);

в) прономинализация (переход других частей речи в класс местоимений):

— прилагательных (известный гравёр — известная (какая-то) доля свободы);

— числительных (вырастить одно дерево — жили в старину одни люди);

— причастий (данный — данный);

г) адвербиализация (переход других частей речи в наречия):

— существительных (любоваться рядом елей — жить рядом);

— деепричастий (смеялся, шутя над собой и над нами — учил его всему шутя);

д) образование слов категории состояния путём перехода:

— наречий и кратких прилагательных (туманно намекнуть — утро туманно — утром туманно);

— существительных (Унылая пора! Очей очарованье! — Пора, мой друг, пора!).

Взаимодействие между служебными частями речи чаще всего приводит к появлению омонимичных союзов и частиц (Красныйли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только (= но) долго стоит она неподвижно и смотрит вслед... (Ч.)).

Взаимодействие между знаменательными и служебными частями речи способствует появлению служебных частей речи:

а) переход в предлоги

— существительных (И вот лошадь задрала голову и встала. Но встала всё же по причине иной. — Сняться сейчас «Пионер» не может по причине (= из-за) неготовности парусов);

— наречий (Ночь. Вокруг тишина. — По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды);

— деепричастий (Начиная дело, запасись терпением. — Лобачёв перечислял Семёнову целый список... портов, начиная с Карфагена и кончая Таганрогом);

б) переход в союзы

— наречий (Мы точно следовали приметам. — В памяти всё было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера);

— местоимений (Я понял, что ты хочешь сказать. — Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звёзды);

в) переход в частицы

— местоимений (Посади его, Пантелей, к себе на тюк, и пусть себе едет помаленьку);

— числительных (Тоска одна, канитель...);

— наречий (Он был недурён собой, держался просто. — Старый пень можно разломать просто руками);

— глаголов (За долгую жизнь всякое бывало. — Бывало, он всё сидит в клубе...);

г) переход в модальные слова

— существительных (Правда светлее солнца. — Как будто правда прилетели жаворонки...);

д) переход в междометия

— существительных (Непременно буду в гости к твоему батюшке. — Батюшки! — изумился тонкий...).

Задание № 1

Назовите основные пути обогащения словарного запаса русского языка.

1. ...

2. ...

3. ...

Ответ:

1. Переход слова из одной части речи в другую (трансформация).

2. Словообразование.

3. Заимствования.

Задание № 2

Заполните пустые графы таблицы «Способы образования (создания) частей речи».




глаголы, причастия, деепричастия

существительные, прилагательные, наречия

числительные, местоимения, слова категории состояния, модальные слова, междометия, предлоги, союзы, частицы

Ответ:

Части речи, создающиеся только на основе словообразования

Части речи, создающиеся на основе как словообразования, так и перехода

Части речи, создающиеся на основе перехода

глаголы, причастия, деепричастия

существительные, прилагательные, наречия

числительные, местоимения, слова категории состояния, модальные слова, междометия, предлоги, союзы, частицы

Задание № 3

Назовите основные причины, по которым одна часть речи может переходить в другую:

1. ...

2. ...

Ответ:

1. Изменение типичной синтаксической функции слова.

2. Изменение лексического значения слова.

Задание № 4

Заполните таблицу:

Группы частей речи

Название части речи и (или) пример

Знаменательные части речи


Служебные части речи


Модальные слова


Междометия


Ответ:

Группы частей речи

Название части речи и (или) пример

Знаменательные части речи

Имена: существительное, прилагательное, числительное; местоимение. Глагол, причастие, деепричастие (возможно: формы глагола), наречие

Служебные части речи

Предлог, союз, частица

Модальные слова

Вводные слова

Междометия

Например: алло, ау, валяй, взяли, марш

Задание № 5

На основе текста сформулируйте определение функциональных омонимов. Чем функциональные омонимы отличаются от собственно омонимов (лексических омонимов)?

Ответ:

Омонимы, появившиеся в результате перехода слов из одной части речи в другую: крепостной (крестьянин) — крепостной. Функциональные омонимы — это слова разных частей речи, лексические — слова одной части речи.

Чтобы определить часть речи правильно, нужно задать вопрос от главного слова.

По вопросу и значению можно определить часть речи.

Слова, к которым поставить вопрос нельзя, не являются членами предложения.

Задание № 6

Субстантивация (от лат. substantivum — существительное)

Укажите пример(-ы), в котором(-ых) есть «взаимодействие внутри знаменательных частей речи»:

□ 1) Объявление при входе в студенческую столовую: «Пожалуйста, не подбирайте крошки со столов — не бесите тараканов!» [С улыбкой // Даша, 2004]

□ 2) Да и как иначе: если есть жизнь, то должна быть и смерть, и сытые потому сыты, что голодают голодные». [А. Азольский. Лопушок // Новый мир, 1998]

□ 3) При входе — раздевалка, а возле неё сидит уборщица и платок пуховый вяжет. — Ты куда? — сразу признала она чужого. — К Галине Фёдоровне. [Б. Екимов. Фетисыч // Новый мир, 1996]

□ 4) Слепой должен удостоверяться у зрячих, что небо осталось голубым, а трава — зелёной. [А. Солженицын. В круге первом // Новый мир, 1990]

> Что называется субстантивацией?

Ответ: № 1, 2, 3, 4.

Субстантивация (от лат. substantivum — существительное) — переход в разряд имён существительных других частей речи.

Задание № 7

Адъективация (от лат. adjectivum — прилагательное)

Укажите пример(-ы), в котором(-ых) есть «взаимодействие внутри знаменательных частей речи»:

□ 1) Простой салат из овощей превратился в изысканное блюдо, ведь туда добавили кальмары (185 г, 76 ккал) от ООО КЗ «Дальпромрыба» из г. Домодедово. [К нашему любимому празднику: всё угощенье — на стол! // Даша, 2004]

□ 2) К тому моменту болонские рукодельницы уже около четырёх веков хранили традиции по производству изысканного шёлка. [А Карабаш. La perla, или мало ли что? (2002) // Домовой, 2002.06.04]

□ 3) Лёгкий, изысканный запах эфирного масла бергамота прекрасно сочетается с большим числом запахов. [И. Сокольский, Наталья Замятина. Золотые плоды Гесперид // Наука и жизнь, 2009]

□ 4) Методы излечения болезней XXI века, изысканные учёными, переворачивают наше представление о функционировании клеточных организмов. [Наука и жизнь, 2009]

> Что называется адъективацией?

Ответ: № 1 — 3.

Адъективация (от лат. adjectivum — прилагательное) — переход других частей речи в класс имён прилагательных.

Задание № 8

Адвербиализация (от лат. adverbium — наречие)

Укажите пример(-ы), в котором(-ых) есть «взаимодействие внутри знаменательных частей речи»:

□ 1) Сначала он шёл лесом, и птицы пели над ним, и трава, мокрая от росы, шуршала под ногами. [С. Козлов. Правда, мы будем всегда? (1969 — 1981)]

□ 2) И эта пышная, как зефир, крона магнолии служила боковой кулисой к заднику поистине сказочному: ближние, поросшие лесом, холмы уплывали к голубоватой гряде заснеженных гор. [Д. Рубина. Окна (2011)]

□ 3) Разрешение на строительство рядом с лесом получают только застройщики, готовые компенсировать ущерб, нанесённый природе, а также прошедшие длительную процедуру сбора документов, согласований и заседаний. [Коллективный. 8 самых чистых городов мира // Русский репортёр. — 2010, 18 ноября]

□ 4) В центре Чухломы пахнет просто свежим воздухом, а уж в паре минут ходьбы от него — и вовсе настоящим лесом. [П. Бурмистров. Чухлома // Русский репортёр. — 2009 — 16. — 23 апреля]

> Что называется адвербиализацией?

Ответ: № 1.

Адвербиализация (от лат. adverbium — наречие) — переход других частей речи в разряд наречий.

Задание № 9

Укажите пример(-ы), в котором(-ых) есть «взаимодействие внутри знаменательных частей речи»:

Чтобы определить часть речи правильно, нужно задать вопрос от главного слова.

По вопросу и значению можно определить часть речи.

Слова, к которым поставить вопрос нельзя, не являются членами предложения.

□ 1) В это время начинает у нас показываться туманная осень; начинают желтеть деревья, дымчатые иссиня облака, дождём богатые, стелются слоями по воздуху и потемняют ясную лазурь неба; красные дни бывают реже, утра становятся холоднее, а вечера пасмурнее. [П. Львов. Даша, деревенская девушка (1803)]

□ 2) И там у него в доме, может, было холодно, не протоплено, может быть, печка дымила. [Е. Гришковец. Одновременно (2004)]

□ 3) Я довольно холодно отреагировала — ну прислал и прислал. [С. Спивакова. Не всё (2002)]

□ 4) Холодно и ярко светило солнце, небо было густо-синее и белопенные облака стремились, плыли в даль неведомую, гонимые ветром. [Г. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]

Ответ: № 2.

Задание № 10

Укажите пример(-ы), в котором(-ых) есть переход самостоятельной части речи в служебную:

□ 1) И тени нет, и нет земли,

Вокруг одна вода.

[Л. Алексеева. Я уцелела, доплыла... (1989)]

□ 2) Величественный вид первого привлекает взоры плывущих мимо путешественников, поражая удивлением. [Неизвестный. Пламед и Линна (1807)]

□ 3) Наконец он вышел в сад; прошёл мимо ручья, осеняемого высокими густыми ивами, — ручья, на берегах которого он так часто сиживал, смотрел на быстрые струи его, задумывался и мечтал; бродил по аллеям и тропинкам; со скоростию молнии протекали мысли в голове его... [Неизвестный. Модест и София (1810)]

□ 4) Мне просто на вас смотреть как-то грустно. [О. Зуева. Скажи что я тебе нужна... // Даша, 2004]

Ответ: № 1, 3, 4.