Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел I. Повторение и обобщение изученного в 5 - 8 классах
Задача № 3. Морфемика и словообразование
Прочитайте фрагмент статьи А. М. Камчатнова1 «Растленное словообразование» и выполните задания 1 — 10.
1 Александр Михайлович Камчатнов — лингвист. Доктор филологических наук. Заведующий кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А. М. Горького. Автор двух монографий, трёх учебников и многочисленных научных статей. Живёт в Москве.
— Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить...
И. Булгаков. Собачье сердце
Делить можно не только собственность, делить можно и слова — например на составляющие их части, т. е. на морфемы. Способов деления может быть по крайней мере два: один — научный, другой — шариковский, о чём и пойдёт речь.
«Литературная газета» (№ 47 — 48; 6148) целую полосу отдала диалогу двух писателей, Сергея Алексеева и Михаила Задорнова, названному так: «Будущее начнётся с родного языка...». Среди прочего писатели взялись беседовать о русском языке, о внутреннем смысле, или, как предпочитают говорить лингвисты, о внутренней форме слов. Казалось бы, что тут плохого: слово — материал словесности, и художник должен знать свой материал. Однако послушаем их рассуждения.
«М. Задорнов. Человек образованный — это память. А есть ещё разумные... Ни в одном языке мира нет слова «разумный».
С. Алексеев. Разумный — это светлый, солнечный ум. Ра — солнце, свет. То есть освещённый ум. Так вот, у нас основная масса образованных людей не имеет этого освещения».
Стало быть, по мнению Алексеева, слово разумный надо поделить на два корня: Ра — древнеегипетское имя бога солнца и ум — обозначение ментальной способности человека. Правда, куда-то подевался звук з, но для наших любителей отечественного языка это такая мелочь, которой можно смело пренебречь. Как и тем, что Ра — это слово древнеегипетского языка, который принадлежал к афразийской языковой семье, в то время как русский язык принадлежит к индоевропейской семье.
В действительности, для того чтобы понять это, нет нужды обращаться к этимологическому словарю: слово разумный состоит из приставки раз- и корня ум; ум — это способность интуитивного постижения сути вещей, разум — это способность к разделению, расчленению, т. е. способность к аналитическому, дискурсивному мышлению. Приставка раз-, этимологически родственная глаголу резать, присутствует в таких словах, как рассудительный, разборчивый, раздельный, размеренный и т. п.
Слова разумный в других языках, конечно, нет, по той простой причине, что это слово русского языка, но понятия, выражаемые по-русски словами ум — разум, конечно, находят своё выражение и на других языках; например, древнегреческое nus — это «ум», a logos — это «разум»; латинское mens — это «ум», a ratio — это «разум»; во французском языке esprit — это «ум», a raison — это «разум».
Слово как единица словообразовательной системы имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.
Пользуясь методом Алексеева — Задорнова, я тоже сделал множество открытий. Вот одно из них: корень роя нашёл ещё в слове дурак; ду в начале слова — это латинское «два», как в слове дуэт; значит, дурак — это дважды сияющий, очевидно, своей глупостью. Какой хороший метод! А то, что в однокоренном как будто бы слове дурь никакого ра не наблюдается, это ничего, это нам не мешает.
... Если и в самом деле «будущее начнётся с родного языка», то какое же нас ожидает будущее, если оно начинается с разрушения языка писателями, по ошибке считающими себя русскими?
Задание № 1
Чем отличается деление слова на морфемы «по-научному» и «по-шариковски»?
Ответ:
«По-научному» деление на морфемы должно соотноситься со значением корня слова, выделяемого из ряда однокоренных слов. Каждая морфема имеет своё значение, обусловленное этимологией.
«По-шариковски» — «как хочется», привлекая факты, далёкие от лингвистики.
Задание № 2
На основе текста предположите, что значит «внутренняя форма слова»:
□ 1) форма слова, отражающая его мотивированность другими языковыми элементами и поэтому объясняющая его смысловую структуру;
□ 2) внутренний смысл слова, соотнесённый с личными взглядами человека;
□ 3) корень слова;
□ 4) основа слова.
Ответ: № 1.
Задание № 3
Среди предложенных слов и их толкований найдите верное объяснение и мотивировку членения слов:
1) ве-ра («ве» — ведение, «ра» — Изначальный Свет), слово состоит из приставки ве- и корня ра;
2) красить — уподоблять Ра (Изначальному Свету): украшать, придавать красоту, делать пригожим, изящным, приятным для вида («к» — к чему-либо, «ра» — Изначальный Свет, «сить» — делать, суть);
3) дурак — просветлённый человек, не пользующийся умом («д» — данный, имеющий, «ур» — свет, «ра» — солнце, отсюда русское «УРА»; «к» — принадлежащий к чему-либо). На начальной ступени развития ум является лучшим другом человека. Но в конце человеческой эволюции он становится худшим врагом, потому что этот несовершенный орган познания ограничен примитивностью восприятия пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха — других вводных каналов информации у ума нет;
4) радость — корень рад-, соотносимый с однокоренными словами рад (-ый), др.-русск., ст.-слав, радъ; предполагают родство с англос. rot «радостный, благородный», др.-исл. rotask «проясняться, веселеть», англос. rotu ж. «радость» (Траутман, BSW 235: Торп 347: Уленбек, РВВ22, 536; Хольтхаузен, Aengl. Wb. 263). Суффикс -ость, (-есть-) образует существительные со значением отвлечённого признака или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
Ответ: № 4.
Задание № 4
Объясните словами текста, почему в словах задачи № 3 нельзя выделять корень ра- со значением «изначальный свет».
Ответ:
Ра — это слово древнеегипетского языка, который принадлежал к афразийской языковой семье, в то время как русский язык принадлежит к индоевропейской семье.
Задание № 5
Морфема — наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз-. Автор статьи приводит ряд слов со значением приставки раз- с этимологией резать (разъединять). Можно ли продолжить данный автором ряд: рассудительный, разборчивый, раздельный, размеренный — словами разудалый, распрекрасный?
Ответ:
Нет. В словах разудалый, распрекрасный другое значение приставки раз-: высокая степень качества.
Задание № 6
Составьте словообразовательную цепочку слова рассудительный. Укажите в каждом случае способ словообразования.
Ответ:
Рассудительный — рассудить (суффиксальный) — судить (приставочный).
Слово суд (безаффиксный, бессуфиксальный) от судить.
Задание № 7
Составьте словообразовательную цепочку слова разборчивый. Укажите в каждом случае способ словообразования.
Ответ:
Разборчивый — разбирать (суффиксальный, чередование в корне о/и) — брать (приставочный, чередование в корне и/ноль звука).
Задание № 8
Из текста понятно, что:
□ 1) мотивировка слов должна опираться на однокоренные слова, существующие в языке;
□ 2) М. Задорнов знает древнеегипетский язык;
□ 3) «Литературная газета» — издание, публикующее научные статьи;
□ 4) Слово «дурак» — заимствованное по происхождению слово.
Ответ: № 1.
Задание № 9
Автор написал этот текст, чтобы:
□ 1) обратить внимание на современное состояние русского языка;
□ 2) защитить русский язык от неуместного употребления заимствованных слов;
□ 3) привлечь внимание общества к попыткам лженаучного толкования слов русского языка, в частности, в выступлении известного сатирика М. Задорнова и писателя С. Алексеева;
□ 4) поспорить с точкой зрения сатирика М. Задорнова и писателя С. Алексеева на происхождение некоторых слов.
Ответ: № 3.
Задание № 10
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Будущее начнётся с родного языка...» Определите тезис, приведите аргументы, выразите своё отношение к теме.
Ответ:
Критерии оценки сочинения — в задании: тезис, приведите аргументы, выразите своё отношение к теме. Оценивается также соблюдение современных норм русского языка.