Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел III диалог с текстом
Задача № 10. Подтекст
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
Задание № 1
Элементы текста, по которым можно обнаружить подтекст:
1) намекающие реплики;
2) паузы, многоточия, интонация;
3) тропы: метафора, эпитеты, ирония, неожиданные сравнения...
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«— Вот княгиня Лиговская, — сказал Грушницкий, — и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер. Они здесь только три дня.
— Однако ты уж знаешь её имя?
— Да, я случайно слышал, — отвечал он, покраснев, — признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?»
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«— Да, я случайно слышал, — отвечал он, покраснев, — признаюсь, я не желаю с ними познакомиться».
Грушницкий лукавит: он желает познакомиться с Лиговскими (княгиней и, главное, княжной).
Задание № 2
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?
— Бедная шинель! — сказал я, усмехаясь, — а кто этот господин, который к ним подходит и так услужливо подаёт им стакан?»
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«— Бедная шинель! — сказал я, усмехаясь...»
Усмешка Печорина говорит о том, что он понимает притворство Грушницкого: именно солдатская шинель помогает Грушницкому обратить на себя внимание. Называя шинель бедною, Печорин иронизирует над желанием Грушницкого казаться не тем, кто он есть на самом деле (юнкер), и подчёркивает лживость его слов.
Задание № 3
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид:
— Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе незнаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?»
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«После нескольких минут молчания я сказал ей, приняв самый покорный вид:
— Я слышал, княжна, что, будучи вам вовсе незнаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?»
Печорин играет, слова подчёркивают неискренность его поведения. Многоточия (паузы в речи Печорина) в контексте первой фразы говорят о специальной продуманности фраз Печорина, обращённых к Мери (фраза Печорина построена как раздумье вслух о несправедливости оценки Мери, выверена героем, направлена на то, чтобы произвести впечатление).
Задание № 4
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится. Она наклонила головку и слегка покраснела.
— Вы странный человек! — сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принуждённо засмеявшись.
— Я не хотел с вами знакомиться, — продолжал я, — потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно».
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится. Она наклонила головку и слегка покраснела.
— Вы странный человек! — сказала она потом, подняв на меня свои бархатные глаза и принуждённо засмеявшись».
Печорин не любит Мери, он играет, «добивается любви», поэтому объясняется «очень запутанной фразой». Мери покраснела, потому что ей нравится Печорин, его слова о том, что она ему нравится. Принуждённо Мери смеётся, чтобы смягчить свой ответ («странный человек»). Возможно, это показывает её неуверенность в правильности своего поведения с Печориным.
Задание № 5
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«— Что ж? я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни!
— А разве он юнкер?.. — сказала она быстро и потом прибавила: — А я думала...
— Что вы думали?..
— Ничего!.. Кто эта дама?»
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«— А разве он юнкер?.. — сказала она быстро и потом прибавила: — А я думала...
— Что вы думали?..
— Ничего!.. Кто эта дама?»
Мери разочарована известием о том, что Грушницкий юнкер, и сожалеет о своём к нему сочувствии и даже некотором интересе к нему. И чтобы прервать неприятную для неё тему, переводит разговор на другое. Здесь Печорин полностью «уничтожает» Грушницкого в глазах Мери.
Задание № 6
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Княжна Мери»):
«Вечером она была задумчива, нынче поутру у колодца ещё задумчивей; когда я подошёл к ней, она рассеянно слушала Грушницкого, который, кажется, восхищался природой, но только что завидела меня, она стала хохотать (очень некстати), будто меня не примечает. Я отошёл подальше и украдкой стал наблюдать за ней: она отвернулась от своего собеседника и зевнула два раза.
Решительно, Грушницкий ей надоел.
Ещё два дня не буду с ней говорить».
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«...она стала хохотать (очень некстати), будто меня не примечает».
Хохот Мери, который «очень некстати», вызван тем, что она пытается скрыть свои чувства. И это прекрасно видит Печорин.
Задание № 7
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла»):
«— Послушай! — сказал твёрдым голосом Азамат, — видишь, я на всё решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поёт! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха... Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, — и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?
Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:
Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет».
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса...»
Повторение слов говорит о глубокой задумчивости Казбича: он мечтает о Бэле, но предложение Азамата всё-таки смущает его. Ответом Казбича на слова Азамата служит песня, в которой Казбич видит решение проблемы: важнее друга (верного коня), по старинным горским обычаям, нет ничего.
Задание № 8
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла»):
«— Ах он разбойник! смеяться, что л и, приехал над нами? — Всматриваюсь, точно Казбич: его смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда.
— Это лошадь отца моего, — сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза её сверкали».
Материал для размышлений
В конце главы «Бэла» путешественник (издатель «журнала Печорина») пишет: «В Коби мы расстались с Максимом Максимычем; я поехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите, я расскажу: это целая история... Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения?.. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознаграждён за свой, может быть, слишком длинный рассказ».
Попробуйте объяснить, почему повествователь задаётся вопросом о том, достоин ли уважения Максим Максимович после того, как была рассказана история о Бэле?
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«— Это лошадь отца моего, — сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза её сверкали».
Бэла понимает, что её отца убили, хочет отомстить.
Задание № 9
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»):
«Я лёг на диван, завернувшись в шинель и оставив свечу на лежанке, скоро задремал и проспал бы спокойно, если б, уж очень поздно, Максим Максимыч, взойдя в комнату, не разбудил меня. Он бросил трубку на стол, стал ходить по комнате, швырять в печи, наконец лёг, но долго кашлял, плевал, ворочался...
— Не клопы ли вас кусают? — спросил я.
— Да, клопы... — отвечал он, тяжело вздохнув».
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«...стал ходить по комнате, швырять в печи, наконец лёг, но долго кашлял, плевал, ворочался...» «— Да, клопы... — отвечал он, тяжело вздохнув».
Максим Максимыч переживает, видя равнодушное отношение к нему Печорина.
Задание № 10
Прочитайте фрагмент текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Максим Максимыч»):
«— Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?., как?., что поделывали?..
— Скучал! — отвечал Печорин, улыбаясь.
— А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...
— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...»
Определите слово (сочетание слов), которое раскрывает скрываемое персонажем состояние (настроение, чувство).
Выпишите это слово, напишите интерпретацию (толкование, объяснение) подтекста.
Ответ:
«— Скучал! — отвечал Печорин, улыбаясь.
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...
— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...»
О своей жизни после крепости Печорин рассказывать не хочет. И «скучал», сказанное с непринуждённой улыбкой, показывает это нежелание отвечать на взволнованные вопросы Максима Максимыча. Напоминание о Бэле вызывает у Печорина сильные чувства, которые он хочет скрыть и поэтому «принуждённо зевает», не хочет вспоминать произошедшее при Максиме Максимыче.