Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016
Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 11. Фольклор
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.
1)Фольклор — дословно «народоведение». 2)Этот термин изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних верований, предрассудков, обычаев, обрядов, пословиц, заговоров, поговорок, песней и сказок, до сих пор ещё живущих в простонародной среде по традиции. 3)От античной древности до нас дошли только отрывки народных песен, сказок (например, сказка об Амуре и Психее в пересказе Апулея) и пословиц. 4)Всё это сохранилось случайно: интереса к фольклору в древней письменности не было вовсе. 5)Гораций называл народные песни oprobria rustica. 6)В трактатах по религиозным древностям — например, у Макробия и в «Fasti» Овидия — тщательно собирались, однако, сведения о народных поверьях и обрядах. 7)Это был языческий фольклор.
8)С распространением христианства язычество дольше всего сохранилось в деревнях; слово сельский = paganus стало постепенно синонимом язычника (отсюда поганая вера, le paganisme). 9)Пышное жреческое язычество с его празднествами и играми давно уже исчезло, когда в деревнях продолжали существовать и даже как бы усиливались старинные верования римлян. 10)..., в календарях времён императора Валентиниана I вместо исчезнувших официальных языческих праздников отмечаются праздники народные. 11) Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору. 12)По временам она даже старалась освятить и узаконить древние сельскохозяйственные обряды. 13)Постепенно эти обряды стали приурочиваться к возникавшим христианским праздникам. 14)Праздник первого выгона скота в поле совпал, например, с днём св. Георгия. 15)Летний солнцеворот (Палилии) отождествился с Ивановым днём. 16)Празднование уборки хлеба и винограда приурочивалось то к Ильину дню, то дню св. Мартына. 17)Январские Сатурналии слились с Рождеством, мартовские — с мясопустной неделей. 18)Пасха заменила в народном календаре старый сельскохозяйственный праздник Марса. 19)Св. Георгий, позднее св. Фёдор, св. Борис, св. Николай стали покровителями скотоводства и посева, Илья-пророк стал громовником и «жнеей» и т.д. 20)Языческий фольклор стал фольклором христианским (о христианском фольклоре см.: А. Веселовский, Разыскания в области духовного стиха; А. Кирпичников, Св. Георгий и Егорий. — СПб., 1878; Е. Аничков. Св. Николай и Микола Угодник. — СПб., 1892).
(По Е. Аничкову)
Задание № 1
Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что:
□ 1) интереса к фольклору в древней письменности не было вовсе;
□ 2) термин «фольклор» изобретен в Англии в середине XIX века;
□ 3) история фольклора восходит к язычеству;
□ 4) христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.
Ответ: 3
Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.
Задание № 2
Автор написал этот текст, чтобы:
□ 1) рассказать об истории фольклора;
□ 2) рассмотреть происхождение термина «фольклор»;
□ 3) показать отличие фольклора от литературы;
□ 4) доказать «английскую точку зрения» на происхождение фольклора.
Ответ: 1
Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи.
Задание № 3
Прочитав текст, Вы узнали, что:
□ 1) термин «фольклор» изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом произведений английской литературы;
□ 2) слово сельский = paganus стало постепенно синонимом варвара, иностранца;
□ 3) сказка об Амуре и Психее — фольклорное произведение (в пересказе Апулея);
□ 4) летний солнцеворот (Палилии) отождествился с Ильиным днём.
Ответ: 3
Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.
Задание № 4
Чтобы пересказать текст на уроке сжато, надо составить план, в котором будут выделены пункты только основной информации. Для этого в ответе укажите только те цифры, которыми обозначена самая важная информация.
1. Фольклор — дословно «народоведение».
1.1. Термин изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних народных произведений.
2. Интереса к фольклору в древней письменности не было.
3. С распространением христианства язычество дольше всего сохранялось в деревнях.
4. Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.
4.1. Языческие обряды стали приурочиваться к возникавшим христианским праздникам:
4.1.1. Праздник первого выгона скота в поле.
4.1.2. Летний солнцеворот.
4.1.3. Празднование уборки хлеба и винограда.
4.1.4. Январские и мартовские Сатурналии.
4.1.5. Пасха.
4.1.6. Святые — покровители скотоводства, посева, «грома».
4.2. Языческий фольклор стал фольклором христианским.
Ответ: 1 — 4.
Задание направлено на проверку умения составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста.
Задание № 5
Какое утверждение противоречит смыслу текста?
□ 1) Древние верования традиционны, в основном они сохранились в деревнях.
□ 2) Научное изучение фольклора началось в Англии в середине XIX века.
□ 3) Фольклор, в том числе и христианский, имеет непосредственную историческую связь с язычеством.
□ 4) История фольклора не научна, так как основных первоисточников (античных текстов) не сохранилось.
Ответ: 4
Задание направлено на проверку понимания смысла текста.
Задание № 6
Какое из предложений может служить аргументом к следующему утверждению: «Языческий фольклор стал фольклором христианским»?
□ 1) Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.
□ 2) Фольклор — дословно «народоведение».
□ 3) С распространением христианства язычество дольше всего сохранялось в деревнях.
□ 4) Интереса к фольклору в древней письменности не было.
Ответ: 1
Задание направлено на осознание логических и структурных связей в тексте, на умение подбирать аргументы из текста.
Задание № 7
С какой целью в текст включена следующая информация: (О христианском фольклоре см.: А. Веселовский. Разыскания в области духовного стиха; А. Кирпичников. Св. Георгий и Егорий. — СПб., 1878; Е. Аничков. Св. Николай и Микола Угодник. — СПб., 1892).
Ответ:
Данная информация — ссылка на источники исследования, факты, которые уже описаны и изучены.
Задание направлено на проверку понимания элементов текста.
Задание № 8
Какие предложения демонстрируют следующую логику развития мысли: утверждение (тезис) — объяснение (пример, факт)?
□ 1) 3 и 4
□ 2) 5 и 6
□ 3) 8 и 9
□ 4) 11 и 12
Ответ: 1, 3, 4.
Задание направлено на проверку понимания элементов текста.
Задание № 9
Какое из предложений 11 — 16 связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?
□ 1) 12
□ 2) 13
□ 3) 14
□ 4) 15
Ответ: 2
Задание № 10
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 10:
□ 1) Однако
□ 2) Так,
□ 3) Одним словом,
□ 4) Во-первых,
Ответ: 2