Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 11. Фольклор

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Image

1)Фольклор — дословно «народоведение». 2)Этот термин изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних верований, предрассудков, обычаев, обрядов, пословиц, заговоров, поговорок, песней и сказок, до сих пор ещё живущих в простонародной среде по традиции. 3)От античной древности до нас дошли только отрывки народных песен, сказок (например, сказка об Амуре и Психее в пересказе Апулея) и пословиц. 4)Всё это сохранилось случайно: интереса к фольклору в древней письменности не было вовсе. 5)Гораций называл народные песни oprobria rustica. 6)В трактатах по религиозным древностям — например, у Макробия и в «Fasti» Овидия — тщательно собирались, однако, сведения о народных поверьях и обрядах. 7)Это был языческий фольклор.

8)С распространением христианства язычество дольше всего сохранилось в деревнях; слово сельский = paganus стало постепенно синонимом язычника (отсюда поганая вера, le paganisme). 9)Пышное жреческое язычество с его празднествами и играми давно уже исчезло, когда в деревнях продолжали существовать и даже как бы усиливались старинные верования римлян. 10)..., в календарях времён императора Валентиниана I вместо исчезнувших официальных языческих праздников отмечаются праздники народные. 11) Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору. 12)По временам она даже старалась освятить и узаконить древние сельскохозяйственные обряды. 13)Постепенно эти обряды стали приурочиваться к возникавшим христианским праздникам. 14)Праздник первого выгона скота в поле совпал, например, с днём св. Георгия. 15)Летний солнцеворот (Палилии) отождествился с Ивановым днём. 16)Празднование уборки хлеба и винограда приурочивалось то к Ильину дню, то дню св. Мартына. 17)Январские Сатурналии слились с Рождеством, мартовские — с мясопустной неделей. 18)Пасха заменила в народном календаре старый сельскохозяйственный праздник Марса. 19)Св. Георгий, позднее св. Фёдор, св. Борис, св. Николай стали покровителями скотоводства и посева, Илья-пророк стал громовником и «жнеей» и т.д. 20)Языческий фольклор стал фольклором христианским (о христианском фольклоре см.: А. Веселовский, Разыскания в области духовного стиха; А. Кирпичников, Св. Георгий и Егорий. — СПб., 1878; Е. Аничков. Св. Николай и Микола Угодник. — СПб., 1892).

(По Е. Аничкову)

Задание № 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что:

□ 1) интереса к фольклору в древней письменности не было вовсе;

□ 2) термин «фольклор» изобретен в Англии в середине XIX века;

□ 3) история фольклора восходит к язычеству;

□ 4) христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.

Задание № 2

Автор написал этот текст, чтобы:

□ 1) рассказать об истории фольклора;

□ 2) рассмотреть происхождение термина «фольклор»;

□ 3) показать отличие фольклора от литературы;

□ 4) доказать «английскую точку зрения» на происхождение фольклора.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи.

Задание № 3

Прочитав текст, Вы узнали, что:

□ 1) термин «фольклор» изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом произведений английской литературы;

□ 2) слово сельский = paganus стало постепенно синонимом варвара, иностранца;

□ 3) сказка об Амуре и Психее — фольклорное произведение (в пересказе Апулея);

□ 4) летний солнцеворот (Палилии) отождествился с Ильиным днём.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.

Задание № 4

Чтобы пересказать текст на уроке сжато, надо составить план, в котором будут выделены пункты только основной информации. Для этого в ответе укажите только те цифры, которыми обозначена самая важная информация.

1. Фольклор — дословно «народоведение».

1.1. Термин изобретён в Англии в середине XIX века для обозначения одним словом древних народных произведений.

2. Интереса к фольклору в древней письменности не было.

3. С распространением христианства язычество дольше всего сохранялось в деревнях.

4. Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.

4.1. Языческие обряды стали приурочиваться к возникавшим христианским праздникам:

4.1.1. Праздник первого выгона скота в поле.

4.1.2. Летний солнцеворот.

4.1.3. Празднование уборки хлеба и винограда.

4.1.4. Январские и мартовские Сатурналии.

4.1.5. Пасха.

4.1.6. Святые — покровители скотоводства, посева, «грома».

4.2. Языческий фольклор стал фольклором христианским.

Ответ: 1 — 4.

Задание направлено на проверку умения составлять простой план текста, видеть соотношение частей текста.

Задание № 5

Какое утверждение противоречит смыслу текста?

□ 1) Древние верования традиционны, в основном они сохранились в деревнях.

□ 2) Научное изучение фольклора началось в Англии в середине XIX века.

□ 3) Фольклор, в том числе и христианский, имеет непосредственную историческую связь с язычеством.

□ 4) История фольклора не научна, так как основных первоисточников (античных текстов) не сохранилось.

Ответ: 4

Задание направлено на проверку понимания смысла текста.

Задание № 6

Какое из предложений может служить аргументом к следующему утверждению: «Языческий фольклор стал фольклором христианским»?

□ 1) Христианская церковь относилась терпимо к языческому фольклору.

□ 2) Фольклор — дословно «народоведение».

□ 3) С распространением христианства язычество дольше всего сохранялось в деревнях.

□ 4) Интереса к фольклору в древней письменности не было.

Ответ: 1

Задание направлено на осознание логических и структурных связей в тексте, на умение подбирать аргументы из текста.

Задание № 7

С какой целью в текст включена следующая информация: (О христианском фольклоре см.: А. Веселовский. Разыскания в области духовного стиха; А. Кирпичников. Св. Георгий и Егорий. — СПб., 1878; Е. Аничков. Св. Николай и Микола Угодник. — СПб., 1892).

Ответ:

Данная информация — ссылка на источники исследования, факты, которые уже описаны и изучены.

Задание направлено на проверку понимания элементов текста.

Задание № 8

Какие предложения демонстрируют следующую логику развития мысли: утверждение (тезис) — объяснение (пример, факт)?

□ 1) 3 и 4

□ 2) 5 и 6

□ 3) 8 и 9

□ 4) 11 и 12

Ответ: 1, 3, 4.

Задание направлено на проверку понимания элементов текста.

Задание № 9

Какое из предложений 11 — 16 связано с предыдущим с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

□ 1) 12

□ 2) 13

□ 3) 14

□ 4) 15

Ответ: 2

Задание № 10

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении 10:

□ 1) Однако

□ 2) Так,

□ 3) Одним словом,

□ 4) Во-первых,

Ответ: 2