Рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс - Задания на понимание текста - О. Н. Зайцева 2016

Раздел IV. Информационно-языковой анализ текста
Задача № 12. Одинокое произведение Грибоедова

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

Image

Одинокое произведение Грибоедова, в рамке одного московского дня изобразившее весь уклад старинной жизни, пёстрый калейдоскоп и сутолоку людей, в органической связи с сердечной драмой отдельной личности, — эта комедия с избытком содержания не умирает для нашего общества, и навсегда останется ему близок и дорог тот герой, который перенёс великое горе от ума и оскорблённого чувства, но, сильный и страстный, не был сломлен толпою своих мучителей и завещал грядущим поколениям своё пламенное слово, своё негодование и всё то же благородное горе.

Знаменитая пьеса «держится каким-то особняком в литературе» и, по известному сравнению Гончарова, похожа на столетнего старика, «около которого все, от

жив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей, и никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд».

Несомненно, этот черёд увядания и смерти настал бы и для грибоедовского творения, если бы, прежде всего, не замечательный рисунок пьесы, который, при всей незаконченности, до сих пор увлекает своим изяществом. Почти все фигуры написаны тонко, чётко и, как хорошо заметил Борис Зайцев, сухо, т.е., можно добавить, аристократически-сухо, без той мещанской сочности и маслянистости, которая могла бы заставить краски расплыться и перейти в пятна. Всё время перед вами blanc et noir, гравюра, и чувствуется не кисть, а игла, осторожная, уверенная и смелая в руке артиста- аристократа. Несмотря на комизм слов и положений, на все эти падения и

подслушивания, — тона везде благородные, нет лишнего, всё сжато, шарж не внешний, а внутренний, и смешное в то же время строго; во всяком случае, оно нигде не переходит в тривиальное. Диалог, живой, блестящий, скорый, движется непринуждённо и грациозно, и каждый раз вспыхивают, как чешуя змеи, красивые искры остроумия, и точно скрещиваются перед вами гибкие рапиры. Вообще, много острого, умного, колкого. У Грибоедова не стиль, а стилет.

Затем, для бессмертия спасает комедию то, что она — не только общественная сатира и картина нравов. Ведь нравы меняются, и положительные идеалы сатирика-обличителя находят себе, хотя бы и медленное, осуществление. «Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь потому сохраняет свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и, под своей старинной оболочкой, в нарядах и убранстве отжившей моды, хранит своеобразное отражение вечных типов литературы, отвечает на исконные стремления и тревоги человеческого духа. Эту двойную ценность, историческую и общую, имеет комедия Грибоедова.

(Ю. Айхенвальд)

Задание № 1

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что:

□ 1) знаменитая пьеса «держится каким-то особняком в литературе»;

□ 2) у Грибоедова не стиль, а стилет;

□ 3) для бессмертия спасает комедию то, что она — общественная сатира и картина нравов;

□ 4) комедия Грибоедова бессмертна.

Ответ: 4

Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.

Задание № 2

Ю. Айхенвальд написал этот текст, чтобы:

□ 1) указать на причины того, почему комедия «сохраняет свежесть и красоту» спустя много лет после её написания;

□ 2) показать особенности стиля Грибоедова;

□ 3) рассмотреть жанровые особенности комедии;

□ 4) сравнить комедию с другими произведениями автора.

Ответ: 1

Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи.

Задание № 3

Прочитав текст, вы узнали, что:

□ 1) комедия Грибоедова в рамках одного московского дня изображает весь уклад старинной жизни;

□ 2) диалог в комедии, «живой, блестящий, скорый, движется непринуждённо и грациозно», когда речь идёт о главном герое;

□ 3) комедия хранит своеобразное отражение вечных типов литературы;

□ 4) художественная сила комедии заключается в её бессмертии.

Ответ: 1, 3

Задание направлено на проверку умения находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.

Задание № 4

Выпишите из текста Ю. Айхенвальда слова (фразы), характеризующие тематические особенности комедии.

Ответ:

«...в рамке одного московского дня изобразившее весь уклад старинной жизни, пёстрый калейдоскоп и сутолоку людей в органической связи с сердечной драмой отдельной личности».

Задание направлено на проверку умения избирательно пользоваться информацией текста.

Задание № 5

Выпишите из текста слова (фразы), характеризующие (оценивающие) личность главного героя комедии.

Ответ:

«...герой, который перенёс великое горе от ума и оскорблённого чувства, но, сильный и страстный, не был сломлен толпою своих мучителей и завещал грядущим поколениям своё пламенное слово, своё негодование и всё то же благородное горе».

Задание направлено на проверку умения избирательно пользоваться информацией текста.

Задание № 6

Выпишите из текста слова (фразы), характеризующие стиль (язык) комедии.

Ответ:

«...комизм слов...»

«...тона везде благородные, нет лишнего, всё сжато, шарж не внешний, а внутренний, и смешное в то же время строго; во всяком случае, оно нигде не переходит в тривиальное».

«Диалог, живой, блестящий, скорый, движется непринуждённо и грациозно, и каждый раз вспыхивают, как чешуя змеи, красивые искры остроумия, и точно скрещиваются перед вами гибкие рапиры».

«Вообще, много острого, умного, колкого».

«У Грибоедова не стиль, а стилет».

Задание направлено на проверку умения избирательно пользоваться информацией текста.

Задание № 7

Какое утверждение противоречит смыслу текста?

□ 1) Грибоедов — искусный мастер слова.

□ 2) Комедия Грибоедова «хранит своеобразное отражение вечных типов литературы».

□ 3) Комедия Грибоедова написана с большой долей артистизма.

□ 4) Комедию Грибоедова нельзя читать человеку равнодушному, не понимающему значения комедии для современников и потомков.

Ответ: 4

Задание направлено на проверку понимания смысла текста.

Задание № 8

Какое из предложений может служить аргументом к следующему утверждению: «У Грибоедова не стиль, а стилет»?

□ 1) Почти все фигуры написаны тонко, чётко и, как хорошо заметил Борис Зайцев, сухо...

□ 2) Всё время перед вами blanc et noir, гравюра, и чувствуется не кисть, а игла, осторожная, уверенная и смелая в руке артиста-аристократа.

□ 3) Несмотря на комизм слов и положений, на все эти падения и подслушивания, — тона везде благородные...

□ 4) Диалог, живой, блестящий, скорый, движется непринуждённо и грациозно, и каждый раз вспыхивают, как чешуя змеи, красивые искры остроумия, и точно скрещиваются перед вами гибкие рапиры.

Ответ: 4

Задание направлено на осознание логических и структурных связей в тексте, на умение подбирать аргументы из текста.

Задание № 9

С какой целью в текст включена следующая информация: «... по известному сравнению Гончарова, (комедия) похожа на столетнего старика, «около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей, и никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черёд»».

Ответ:

Данная информация — ссылка на известный авторитет И. А. Гончарова, который в своей статье «Мильон терзаний» дал подробный разбор комедии. Слова Гончарова эмоционально, с помощью яркого примера аргументируют слова автора о бессмертии комедии А. С. Грибоедова.

Задание направлено на проверку понимания элементов текста.

Задание № 10

Передайте сжато (не более 20 слов) основную мысль автора об общей ценности комедии, заключённую в словах: ««Горе от ума» потому простёрло свою художественную силу далеко за исторические пределы своей эпохи, оно и теперь потому сохраняет свежесть и красоту, что даёт не только бытовую, временную страницу, но и, под своей старинной оболочкой, в нарядах и убранстве отжившей моды, хранит своеобразное отражение вечных типов литературы, отвечает на исконные стремления и тревоги человеческого духа. Эту двойную ценность, историческую и общую, имеет комедия Грибоедова».

Ответ:

«Горе от ума» хранит своеобразное отражение вечных типов литературы, отвечает на исконные стремления и тревоги человеческого духа.

Задание направлено на проверку умения производить смысловую компрессию текста на основе главной информации.