Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016

Сложноподчинённые предложения
Повторение

160. Прочитайте. Найдите бессоюзные сложные предложения и письменно охарактеризуйте их (см. схему на с. 31). Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся бессоюзные сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в выделенном предложении.

Перед дождём

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит листок,

И струёй сухой и острой

Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон. (...)

Над проезжей тарата́йкой*

Спущен верх, перёд закрыт;

И «пошёл!», привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит...

    (Н. Некрасов)

* Тарата́йка — лёгкая, обычно двухколёсная повозка.

Ответ

161. Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите сжатое изложение, сохранив в нём бессоюзные сложные предложения. Передайте содержание каждой микротемы. Объём изложения — не менее 70 слов.

Image

Общее мнение: заяц труслив. Он и правда надеется больше всего на ноги. Ноги уносят зайца от тысячи опасностей, стерегущих его повсюду.

Сидит заяц тихо, полагаясь на цвет своей шкурки. Зимой она прячет его в снегу, летом — в траве. Уловил заяц шорох — сразу уши торчком: определить, откуда опасность. Определил — немедленно уши прячет. Опасность близка — вся надежда на задние ноги. Они у зайца длинные. Опережая передние, они, как пружины, толкают зайца вперёд и вперёд. Прыжки бывают до пяти метров, скорость — под шестьдесят километров в час. Глядишь, и спасся. Однако от ястреба и от филина на открытом пространстве спастись не просто. В последний момент падает заяц на спину, и опять оружие его — ноги. Бьёт сильно. Известны случаи: раненый заяц ударом ноги распарывал полушубок, и беспечный охотник получал опасные раны на животе.

Это храбрость самозащиты. Известно, однако: зайчиха- мать смело атакует ворону и сороку, выследивших зайчонка. Тут храбрость зайчихи не знает предела. Хитрые птицы, правда, охотятся парой — одна отвлекает зайчиху, другая хватает зайчонка. И поэтому природой зайцу предписано: сиди незаметно и тихо, обнаружат — беги. Защита силой — последнее средство. Наш заяц-подросток прибегнул к силе отчасти по недостатку житейского опыта, отчасти потому, что ноги ещё слабы. Но, может быть, это храбрец? Почему не быть храбрецу даже и среди зайцев? (По В. Пескову)

Ответ

162. Из данного в предыдущем упражнении текста выпишите бессоюзные сложные предложения, выполните их письменный разбор.

Ответ

163. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания.

1) Источ_ник ут_ляет жажду доброе слово ож_вляет сердце.4 2) Пьёш_ воду не забывай о вырывших к_лодец. 3) Пашню пашут руками не машут. 4) К мягкому воску печать к молодому ученье. 5) Читает летает да ничего не понима_т.4

Ответ

164. Определите фамилию русского писателя или поэта по данным сведениям. Укажите количество основ (подчеркните их) в выделенном предложении.

1) Русский поэт-классицист, родившийся в Казани в дворянской семье, служил в Преображенском полку, был министром юстиции, сочинял оды, сделал шаг вперёд в развитии русского литературного языка.

2) Русский поэт-романтик, несколько лет он был чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне и воспитателем наследника, будущего императора Александра II, близость к правительству использовал для помощи опальным писателям и поэтам, был духовным наставником А. С. Пушкина.

3) Русский поэт, происходил из небогатой дворянской семьи, раннее его детство прошло под Петербургом в усадьбе Батово, учился в кадетском корпусе, участвовал в войне с Наполеоном, служил заседателем в Уголовной палате в Петербурге, печатался в литературном альманахе «Полярная звезда», участвовал в восстании декабристов, приговорён к смертной казни.

4) Русский писатель-сентименталист, историк, он родился в селе Знаменское под Симбирском (Ульяновском), служил в Преображенском полку, затем издавал «Московский журнал», публиковал «Письма русского путешественника».

Ответ:

Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, Н. М. Карамзин.

165. Тренировка перед экзаменом. Выразительно прочитайте стихотворение. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.

Московские окна

Вот опять небес т_мнеет высь.

Вот и окна в сумрак_ зажглись.

Здесь живут мои друз_я,

И, дыхан_е зат_я,

В ноч_ные окна вглядываюсь3 я.

Я люблю под окнами м_чтать,

Я могу, как книги, их читать, —

И, заветный свет хр_ня,

И в_лнуя, и маня,

Они, как люди, смотрят на меня.

Я, как в годы прежн_е, опять

Под окном твоим готов стоять,

И на свет его лучей

Я всегда спешу быстрей,

Как на свидан е с юностью моей.

Я любуюсь вами по н чам,

Я желаю, окна, счаст я вам.

Он мне дорог с давних лет,

И его свтлее нет —

Московских окон нег симый свет.

    (М. Матусовский)

1. В первой строфе найдите предложение, осложнённое деепричастным оборотом, и выполните его полный синтаксический разбор.

2. Постройте схему представленного во второй строфе предложения, объясняя таким образом постановку знаков препинания; найдите и подчеркните сравнительные обороты.

3. Определите и укажите, чем осложнено предложение, представленное в третьей строфе.

4. В последней строфе определите тип предложения. Ваш ответ запишите.

5. Найдите в тексте и выпишите все известные вам изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворении.

Ответ