Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016
Сложноподчинённые предложения
Повторение
160. Прочитайте. Найдите бессоюзные сложные предложения и письменно охарактеризуйте их (см. схему на с. 31). Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся бессоюзные сложные предложения. Укажите количество грамматических основ в выделенном предложении.
Перед дождём
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон. (...)
Над проезжей тарата́йкой*
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!», привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит...
(Н. Некрасов)
* Тарата́йка — лёгкая, обычно двухколёсная повозка.
Ответ
161. Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите сжатое изложение, сохранив в нём бессоюзные сложные предложения. Передайте содержание каждой микротемы. Объём изложения — не менее 70 слов.
Общее мнение: заяц труслив. Он и правда надеется больше всего на ноги. Ноги уносят зайца от тысячи опасностей, стерегущих его повсюду.
Сидит заяц тихо, полагаясь на цвет своей шкурки. Зимой она прячет его в снегу, летом — в траве. Уловил заяц шорох — сразу уши торчком: определить, откуда опасность. Определил — немедленно уши прячет. Опасность близка — вся надежда на задние ноги. Они у зайца длинные. Опережая передние, они, как пружины, толкают зайца вперёд и вперёд. Прыжки бывают до пяти метров, скорость — под шестьдесят километров в час. Глядишь, и спасся. Однако от ястреба и от филина на открытом пространстве спастись не просто. В последний момент падает заяц на спину, и опять оружие его — ноги. Бьёт сильно. Известны случаи: раненый заяц ударом ноги распарывал полушубок, и беспечный охотник получал опасные раны на животе.
Это храбрость самозащиты. Известно, однако: зайчиха- мать смело атакует ворону и сороку, выследивших зайчонка. Тут храбрость зайчихи не знает предела. Хитрые птицы, правда, охотятся парой — одна отвлекает зайчиху, другая хватает зайчонка. И поэтому природой зайцу предписано: сиди незаметно и тихо, обнаружат — беги. Защита силой — последнее средство. Наш заяц-подросток прибегнул к силе отчасти по недостатку житейского опыта, отчасти потому, что ноги ещё слабы. Но, может быть, это храбрец? Почему не быть храбрецу даже и среди зайцев? (По В. Пескову)
Ответ
162. Из данного в предыдущем упражнении текста выпишите бессоюзные сложные предложения, выполните их письменный разбор.
Ответ
163. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания.
1) Источ_ник ут_ляет жажду доброе слово ож_вляет сердце.4 2) Пьёш_ воду не забывай о вырывших к_лодец. 3) Пашню пашут руками не машут. 4) К мягкому воску печать к молодому ученье. 5) Читает летает да ничего не понима_т.4
Ответ
164. Определите фамилию русского писателя или поэта по данным сведениям. Укажите количество основ (подчеркните их) в выделенном предложении.
1) Русский поэт-классицист, родившийся в Казани в дворянской семье, служил в Преображенском полку, был министром юстиции, сочинял оды, сделал шаг вперёд в развитии русского литературного языка.
2) Русский поэт-романтик, несколько лет он был чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне и воспитателем наследника, будущего императора Александра II, близость к правительству использовал для помощи опальным писателям и поэтам, был духовным наставником А. С. Пушкина.
3) Русский поэт, происходил из небогатой дворянской семьи, раннее его детство прошло под Петербургом в усадьбе Батово, учился в кадетском корпусе, участвовал в войне с Наполеоном, служил заседателем в Уголовной палате в Петербурге, печатался в литературном альманахе «Полярная звезда», участвовал в восстании декабристов, приговорён к смертной казни.
4) Русский писатель-сентименталист, историк, он родился в селе Знаменское под Симбирском (Ульяновском), служил в Преображенском полку, затем издавал «Московский журнал», публиковал «Письма русского путешественника».
Ответ:
Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, Н. М. Карамзин.
165. Тренировка перед экзаменом. Выразительно прочитайте стихотворение. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков.
Московские окна
Вот опять небес т_мнеет высь.
Вот и окна в сумрак_ зажглись.
Здесь живут мои друз_я,
И, дыхан_е зат_я,
В ноч_ные окна вглядываюсь3 я.
Я люблю под окнами м_чтать,
Я могу, как книги, их читать, —
И, заветный свет хр_ня,
И в_лнуя, и маня,
Они, как люди, смотрят на меня.
Я, как в годы прежн_е, опять
Под окном твоим готов стоять,
И на свет его лучей
Я всегда спешу быстрей,
Как на свидан е с юностью моей.
Я любуюсь вами по н чам,
Я желаю, окна, счаст я вам.
Он мне дорог с давних лет,
И его свтлее нет —
Московских окон нег симый свет.
(М. Матусовский)
1. В первой строфе найдите предложение, осложнённое деепричастным оборотом, и выполните его полный синтаксический разбор.
2. Постройте схему представленного во второй строфе предложения, объясняя таким образом постановку знаков препинания; найдите и подчеркните сравнительные обороты.
3. Определите и укажите, чем осложнено предложение, представленное в третьей строфе.
4. В последней строфе определите тип предложения. Ваш ответ запишите.
5. Найдите в тексте и выпишите все известные вам изобразительно-выразительные средства, использованные в стихотворении.
Ответ