Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 9 класс Часть 2 к учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О. М. Александровой «Русский язык. 5 — 9 классы» - В. Д. Янченко 2016
Сложноподчинённые предложения
Сложные предложения с различными видами связи - 37. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях
166. Тренировка перед экзаменом. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков и расставьте недостающие знаки препинания. Укажите количество грамматических основ в первом предложении.
Лев Толстой р_ботал только по утрам. (...) Он говорил что в каждом писателе сидит и свой собствен_ый критик. Злее всего этот критик бывает по утрам а ноч_ю он спит, и потому по н_чам писатель всецело пред_ставлен самому себе, работает без острас_ки и пишет много дурного и лишнего. Толстой ссылался при этом на Руссо и Диккенса работавших только по утрам, и считал что Достоевский и Байрон, любивш_е работать ноч_ю, гр_шили против своего т_ланта.4 (К. Паустовский)
Замените, где возможно, придаточную часть в сложных предложениях причастным или деепричастным оборотом. Запишите полученные предложения.
Ответ
167. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Подчеркните грамматические основы. Укажите количество грамматических основ в первом предложении.
На рынке корову ст_рик прод_вал,
Никто за корову цены не д_вал,
Хоть многим была к_ровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
(...)
— Х_зяин, продаш_ нам к_рову свою?
— Пр_дам. Я с утра с ней на рынке ст_ю...
— Не много ли просиш_, старик, за неё?
— Да где уж нажит_ся! Вернуть бы своё!..
— Уж больно твоя кор_вёнка худа!
— Болеет, пр_клятая, прямо беда!..
— А много ль к_рова даёт молока?
— Да мы молока не в_дали пока!
Весь день на б_заре ст_рик т_рговал,
Никто за к_рову цены не давал.
Один паренёк пож_лел ст_рика:
— Папаша! Рука у тебя не ле_ка!
Я возле ск_тины твоей постою,
Авось, прод_дим мы худобу твою!
Идёт покупатель с тугим к_шельком,
И вот уж т_ргует_ся он с пареньком:
— Корову продаш_?
— Покупай, коль богат!
Корова, гляди, не корова, а клад!..
— Да так ли? Уж выгляд_т больно худой!
— Не очень жирна, да х_роший удой!..
— А много ль корова даёт молока?
— Не выдо_ш_ за день. Устанет рука...
Старик посм_трел на корову свою:
— Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою3 не отдам никому,
Такая ск_тина нужна самому!
(С. Михалков)
Постройте схему одного из представленных в тексте сложных предложений (на выбор).
Замените разговорное слово авось стилистически нейтральным синонимом.
Укажите (отметьте «галочкой») слово с чередующейся гласной в корне:
а) торговать; б) забирать; в) продавать; г) молоко.
Ответ
168. Прочитайте. Определите, какая мысль объединяет данные высказывания. Вывод запишите, включая ваше понимание проблемы.
1) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д. Писарев) 2) Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное создание В мире — это человек. (М. Горький) 3) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А. Чехов) 4) Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе. (в. Сухомлинский) 5) Каждый человек — это целый том, если только вы знаете, как читать его. (ч. Ченнинг) 6) Всё прекрасное на земле — от солнца, и всё хорошее — от человека. (М. Пришвин) 7) При мысли великой, что Я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жуковский) 8) Люди, будьте человечны! Это наш первый долг. (Ж.-Ж. Руссо)
Укажите количество грамматических основ в каждом предложении.
Среди предложений найдите сложное с союзной сочинительной связью между частями, запишите номер этого предложения.
Объясните постановку тире во 2, 4, 5, 6-м предложениях.
Ответ
169. Проведите дискуссию на тему «На свете больше хороших людей, чем плохих». Приведите примеры, чтобы доказать верность этих слов. Запишите тезисы своего выступления.
Ответ