Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложносочинённые предложения
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
Мини-диктанты
№ 1
Наш дворик как лесной островок. За домом вырос большой тополь, а во дворе выше крыши поднялись клёны и берёзы. Буйно разрослась сирень, и другие деревья, и кусты: черёмуха и акация, ясень и липа, дикий виноград и барбарис, жасмин и шиповник — ведут свой спор за место под солнцем: Зимой гостят у нас целые стаи снегирей и прилетают свиристели. Здесь постоянно кормятся синицы и воробьи. А этим летом стала наведываться парочка диких голубей, и они тоже у нас прижились.
(По В. Романенко)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Отметьте те союзы, которые служат для связи частей предложения. Укажите разряды сочинительных союзов. Объясните постановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях. Отметьте сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая.
3. Напишите, чем осложнена вторая часть третьего предложения. Выпишите из этого предложения слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
4. Выделите приставки в словах прилетают, прижились. Объясните написание. Отметьте в этих словах проверяемые безударные гласные в корне, подберите проверочные слова.
5. Замените сочетание слов ведут спор одним словом. Как называется это выразительное средство?
№ 2
Любовь к природе, понимание её красот — один из лучших плодов истинного образования, и всё питающее эту любовь, расширяющее это понимание должно нам быть близко и дорого... Знакомство с формами и условиями жизни хотя бы немногих растений есть знание действительно полезное, а такое знание даётся только пытливым исследователям, однако без этого невозможны плодотворные изыскания в высших сферах науки.
(По С. Рачинскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Определите вид сложных предложений.
Объясните расстановку знаков препинания. Отметьте предложение, в котором используются противительные союзы для связи между частями.
3. Напишите, чем осложнены части первого предложения. Определите виды сказуемых в этом предложении, напишите, чем они выражены.
4. Найдите в первом предложении метафору.
5. Выпишите из текста слова с оглушением согласного.
Диктант-предложение
Друг Фредерика Шопена Юлиан Фонтана сохранил адресованные ему письма — этот драгоценный источник для понимания Шопена и его творчества, а после смерти великого композитора он сберёг и впоследствии издал решительно все произведения, написанные Шопеном.
(По С. Могилевской)
Задания:
1. Подчеркните главные члены предложения, определите количество основ. Определите разряд сочинительного союза, который используется для связи частей предложения.
2. Отметьте в предложении обособленное определение (первый вариант); обособленное приложение (второй вариант). Напишите, чем они выражены. Отметьте в предложении необособленное согласованное распространённое определение.
3. Укажите слова с приставками, написание которых зависит от последующего звонкого или глухого согласного. Разберите эти слова по составу. Графически объясните написание приставки.
4. Отметьте в тексте эпитеты.
5. Выпишите слово, в котором происходит и озвончение, и оглушение согласного (в разных морфемах). Выполните морфемный анализ этого слова.
Объяснительный диктант
1) Наша геологическая экспедиция работала в горах Кавказа, а базировались мы в небольшом горном ауле. (В. Шефнер.) 2) Вечером пошёл дождь со снегом, а ночью прояснилось небо и ударил мороз. (М. Фарутин.) 3) Пароход идёт по морю медленно, но всё растёт и приближается этот песчаный берег с пальмами. (И. Бунин.) 4) Тучи уже уходили, и на западе, прямо против платформы, светлой полосой проступило чистое, прозрачное небо. (Л. Андреев.) 5) В глубину непрореженного сосняка солнечные лучи не проникают — и там черным-черно. (В. Романенко.) 6) Прибыв к месту сбора грибов, мы расходились в разные стороны, а потом, вернувшись через два-три часа, высыпали из своих кошёлок грибы в общую большую корзину. (Б. Пуришев.) 7) Ночь на корабле прошла без происшествий, зато утром раздался сигнал тревоги: «Всех наверх!» (М. Гумилевская.) 8) Корабли обогнули мыс, и перед путешественниками возникли весёлые зелёные берега, покрытые густым тропическим лесом. (М. Гумилевская.) 9) Ветер крепчал, и волны обдавали брызгами встревоженных охотников. (Н. Шундик.) 10) Море во время шторма стало жёлтым, высоким и шумным, и мы уже не купались, а просто ходили смотреть на него. (А. Приставкин.) 11) Дверь распахнулась — и на пороге показались мальчишки, втаскивающие в комнату огромную лиственницу. (В. Бороздин.) 12) Прибрежный хребет ярус за ярусом поднимается в небо, и над самым высоким из них, у острого пика, должно взойти солнце. (Н. Шундик.) 13) Вдали блистали шлемы княжеского войска и сверкало оружие. (А. Югов.) 14) Во время нашей беседы привычно звякнул колокольчик у входа, и тут же объявилась странная пара: мальчик, маленький, аккуратный, в коротких штанишках и очках, и его бабушка в клетчатом сером костюме и в старомодной шляпке, завёрнутой крендельком. (А. Приставкин.) 15) Рассвело — и растеклись голубые тени по снегу, порозовели берёзы, поголубели и позеленели ели. (К. Макаров.) 16) Перед закатом набежало над лесом облако — и вдруг на взгорье радуга упала и засверкало всё вокруг. (И. Бунин.) 17) Туча до последней минуты не закрывала солнце, в избе было светло — и вдруг сразу налетел ураган. (Е. Суворов.) 18) После нешуточно разбушевавшейся стихии атмосфера мало-мальски приблизилась к равновесному состоянию и во всём воцарилось относительное спокойствие. (Вяч. Суворин.)
19) Ветер) поднимает пыль на дорожках почти тёмного сада, и с деревьев сыплются листья. (И. Бунин.) 20) Нас и теперь поражают своей красотой и величием кремли, и монастыри, и златоглавые белокаменные храмы, и причудливые деревянные церкви. (Н. Розанова.) 21) Ночь побледнела, и месяц садится за реку красным серпом.
(И. Бунт.) 22) Но вот эти сумерки наступили, и я очнулся. (И. Бунин.) 23) Конь спокойно наблюдал за человеком, медленно приближающимся к сопке, но не торопился сорваться с места. (А. Семёнов.) 24) С Баренцева моря дует свежий корабельный ветер, но моря не видно. (Е. Петров.) 25) Закат разгорался всё величественней золотистокрасным пламенем и охватил уже полнеба. (А. Хейдок.) 26) Кругом раскинулись холмы, перелески, овраги, а далеко на западе среди волнующихся нив возвышалась гора с заросшей лесом вершиной. (А. Хейдок.) 27) Князья Игорь и Всеволод были известны своей храбростью, и дружина у них была могучая, и поэтому они решили одни, без других князей, победить половцев, но не осилили врага и попали в плен, а дружина их была разбита. (В. Фаворский.) 28) Этой женщины уже давно нет в их маленьком северном городке, и никто больше не живёт в маленьком доме за речкой. (А. Варламов.) 29) Становилось сыро, и в чёрных каналах и маленьких озерцах уже лежали разбухшие и потемневшие листья. (А. Варламов.) 30) Не вереск, не цветы пестреют на скале, а мох в расщелинах пушится ранним снегом. (А. Майков.) 31) Боевого слона украшали различными подвесками, ожерельями, а на спине его была укреплена башня с сидящими в ней лучниками. (Л. Орлова.) 32) И в Тихом, и в Атлантическом океанах самые мелкие морские черепахи, атлантические ридли, остаются одними из наиболее часто встречающихся черепах, а вот численность других видов, к сожалению, заметно сократилась. (Л. Орлова.)
Задания:
1. Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении.
2. Сделайте схемы предложений 2, 3, 5, 13, 15, 18.
3. Покажите с помощью схем, какие союзы соединяют однородные члены предложения, а какие — части сложного предложения (предложения 19 — 32).