Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложносочинённые предложения
Повторение

Мини-диктанты

    № 1

Хорошо в этот вечерний час выйти на улицу из избы или спросонья взглянуть из окошка. Кругом светло почти как днём, но теперь всё будто плывёт, от земли оторвавшись. Это туман накинул на всё свои прозрачные тени. Лес подошёл к самой околице и машет широким рукавом, а по другую сторону тихо дышит поле, убаюканное в своей большой колыбели.

(По С. Клычкову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите количество основ. Отметьте все союзы, определите, сочинительный союз или подчинительный. Укажите союзы, которые служат для связи частей сложносочинённого предложения, и определите их разряды. Определите смысловые отношения между частями, соединёнными этими союзами.

3. Докажите, что простое предложение этого текста является односоставным. Определите его вид; напишите, чем оно осложнено.

4. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых не зависит от произношения и значения.

5. Какое выразительное средство используется в последнем предложении?

    № 2

Внимание князя привлекло необыкновенное дерево, стоящее в глубине ханского шатра. Каждый лист его сделан был из серебра, а у подножия этого чуда лежали четыре золотых льва с разинутыми пастями. Золотые змеи обвили хвостами ствол дерева, а их чешуйчатые тела лежали на головах львов. На самой верхушке дерева, выставив ногу вперёд, стоял, будто живой, из бронзы отлитый человек. Вот он поднёс к губам трубу, и, отвечая на трубные звуки, задрожали серебряные листья, и начали извиваться змеи, а из львиных пастей потекли в огромные чаши струи кумыса, мёда, и молодые, ловкие прислужники, черпая влагу, стали разносить её гостям.

(По Б. Изюмскому)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите подлежащее, выраженное словосочетанием. Отметьте сложносочинённые предложения. Определите разряды сочинительных союзов. Объясните постановку знаков препинания в сложносочинённых предложениях.

2. Найдите в тексте и отметьте обособленные обстоятельства. Напишите, чем они выражены.

3. Выпишите слова, написание которых подчиняется правилу: в суффиксах имён прилагательных -АН-, -ЯН-, -ИН- пишется одна Н.

4. Замените словосочетания трубные звуки, ханский шатёр, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления.

5. Выпишите из первого предложения слово, в котором все согласные мягкие.

Диктант-предложение

И по Волхову к князю молебная песнь донеслась,

и в посаде встречали с цветами его новгородки:

и княгини, и красные девки, и все молодые молодки,

в сарафанах цветных, и в жемчужных повязках,

и с лентой в косе.

      (Л. Мей)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения, докажите, что предложение сложносочинённое. Определите функцию союза и в каждом случае.

2. Отметьте в предложении случаи использования обратного порядка слов.

3. Найдите в предложении две группы однокоренных слов. Выделите корень. Подчеркните орфограммы в словах, объясните написание.

4. Замените словосочетание жемчужные повязки, построенное на основе согласования, на синонимичное словосочетание, построенное на основе управления.

5. Выпишите из предложения слова с оглушением согласного.

Объяснительный диктант

1) Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. (М. Пришвин.) 2) Морские черепахи за многие столетия стали великолепными пловцами, научились нырять и оставаться под водой в течение долгого времени, а ноги их преобразовались в длинные широкие ласты. (Л. Орлова.) 3) Москва на диво богата храмами, дворцами знати, купеческими палатами, и книжными лавками, и всякими увеселениями, но к Москве надо подход знать. (Ю. Нагибин.) 4) Русский язык жив народом, а народ жив им, своим великим языком. (К. Макаров.) 5) Прибрежные волны мы преодолели без особых трудностей, но за ними шли высокие валы, и лодка, как гусыня, стала непрестанно клевать острым носом. (О. Шестинский.) ,6) Жеманно пары приседают, танцуя лёгкий менуэт, и в отдаленье пропадают, и новые скользят им вслед. (Г. Иванов.) 7) Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень. (А. Ахматова.) 8) Вася отыскал пещеру, совсем незаметную снаружи, и мы вошли в неё. (В. Шефнер.) 9) Играла всеми красками радуги волна, о берег разбиваясь, и даль, продутая ветром, была ясна и звала к себе. (Ю. Фёдоров.) 10) Трава на солнце выгорела, стала сухой и колючей, и только в тени около кустов черёмухи осталась мягкая, сочная зелень. (А. Варламов.) 11) Испанцы, попав на Кубу во главе с Колумбом, впервые увидели картофель и кукурузу, но это великое открытие было, оценено куда позднее, а в те времена по сравнению с желанием добыть золото и жемчуг, можно сказать, оно и в счёт не шло. (М. Гумилевская.) 12) В положенный срок родители отвели мальчика в огромное здание Первой киевской гимназии, и для Булгакова начались годы школьной науки. (В. Лакшин.) 13) В сухом и

разреженном лесу верхней части национального парка Австралии обитают гигантские серые кенгуру, в скалах же среди камней прячутся крупные, с пышным мехом кенгуру валлару. (Н. Дроздов, А. Макеев.) 14) По велению императрицы в городе регулярно устраивали балы и маскарады для всех людей благородного звания, и Екатерина сама порой посещала их. (Ю. Овсянников.) 15) Скифские воины, приближаясь к родной земле, предвкушали радость встречи с матерями, жёнами, детьми, и их голоса разносились по всей степи. (Из сборника «Легенды Крыма».) 16) Дождевики и грибы-зонтики, несмотря на их элегантную внешность, не относились в наше время к разряду съедобных грибов, и мы их отвергали наряду с мухоморами и бледными поганками. (Б. Пуришев.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество основ.

2. Укажите, соединительный или противительный союз связывает части сложносочинённого предложения. Определите смысловые отношения между частями.

3. Объясните постановку знаков препинания в каждом предложении.

Диктант-загадка

Сибирская трава

Эта маленькая, невзрачная, пыльно-зелёная трава растёт в Сибири на чёрных, обомшелых скалах, ютится, прячется в трещинах и каменных складках.

Если взобраться на пологую вершину скалы, то можно увидеть выглядывающие из красной глины жёсткие, ершистые кустики этой травы. Её мелкие, пыльно-зелёные, колючие на вид листочки напоминают о чём-то жестяном, неуютном и придают растению совершенную невзрачность.

Но если бы вам пришло в голову рассмотреть эти листочки, вы отметили бы их изящество, незаметное при беглом взгляде. Узкие, стремительно-плавные у основания, они замедляются в некотором удалении от стебля, чтоб пустить первые резные узоры, отороченные тончайшими зубчиками, убыстряют движение, переплетаясь всё гуще и причудливее, и наконец завершают листочек прозрачно-кудрявым завитком, похожим на кружевной фонтанчик.

Пристрастный глаз и окраску листьев нашёл бы незаурядной: вблизи пыльно-зелёный оттенок пропадает, заменяясь бархатистой, робко-серебристой зеленью, которая источает неожиданный среди этих камней, на этой высоте запах росистого, раздольного медового луга.

(По В. Шугаеву)

Подсказка: название состоит из двух слов. Первое слово — относительное прилагательное, образованное от слова камень. Второе слово — это сложное существительное, состоящее их двух основ, соединённых между собой с помощью О; первая основа = корню, начальные буквы которого спрятались в слове взгляде (2 + 1 + 7) + р; вторая основа = слову, имеющему в русском языке синонимы сражение, битва. Всего букв: в 1-м слове — 8, во 2-м — 8.

Ответ: каменный зверобой, или папоротник душистый.

Контрольные диктанты

    № 1

Самый распространённый струнный инструмент — скрипка, королева оркестра. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», — говорили о ней музыканты ещё в семнадцатом веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Сделанные кремонскими мастерами инструменты до сих пор считаются непревзойдёнными.

Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, и все они — на строгом учёте. Играют на них лучшие музыканты мира.

Говорят, что скрипка поёт. И правда, звучание её похоже на трепетный человеческий голос, но она умеет не только петь. Есть много различных способов, которые применяют при игре на скрипке. Можно, например, играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу, и тогда звучат две мелодии.

В оркестре скрипки — главные инструменты, и им поручают самые ответственные эпизоды. Однако и как сольный инструмент скрипка получила широкое распространение, и для неё созданы самые разнообразные произведения.

174 слова

(По Л. Михеевой)

Задания:

1. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) используется в первом абзаце текста.

2. Отметьте в тексте сложносочинённые предложения, укажите количество основ и разряд сочинительного союза, служащего для связи частей предложения.

3. Подчеркните грамматическую основу первого предложения, определите вид сказуемого, напишите, чем оно выражено. Определите, чем осложнено предложение.

4. Определите стилистическую окраску слов непревзойдённые, бытие, свято. Подберите к ним нейтральные по стилистической окраске синонимы и запишите.

5. Найдите в третьем абзаце фразеологизм, замените его одним словом. Определите его синтаксическую роль.

    № 2

Красива фарфоровая посуда. Белые и светло-зелёные вазы, чаши и блюда, покрытые росписью или мягкими вдавленными разводами, кажутся хрупкими и нежными, словно цветы. На самом же деле фарфор вынослив, как камень, и он не боится ни жары, ни холода. Он выдержит пышущий паром чай и ледяную воду, он выстоит, не даст трещину. А знаете ли вы, как относились в древности китайцы к своему сокровищу, как они засекречивали способ его изготовления?

Фарфор, как сталь, рождается из огня. В пламени твердеет ломкий черепок, а красители и глазурь оплавляются. Печи для обжига напоминают дышащих жаром драконов. Чтобы не случилось беды если вдруг вырывается огненный язычок, способный слизнуть целый город, квартал, где работали в древности китайские мастера- фарфористы, был вынесен за городскую ограду, ближе к воде, к реке Янцзы. Глухая стена, опоясавшая постройки, имела двое ворот. Живущие в квартале не смели его покидать без особого разрешения, а списки работников хранились в городской управе. Каждые четырнадцать дней проходила проверка, и всем грозила расправа, если кого- нибудь не оказывалось на месте. Ни важных послов, ни вездесущих купцов — никого из иноземцев не подпускали к фарфоровым мастерским.

171 слово

(По С. Фингарет)

Задания:

1. Отметьте в тексте сложносочинённые предложения, укажите количество основ и разряд сочинительного союза, служащего для связи частей предложения.

2. Подчеркните главные члены второго предложения. Определите тип сказуемого, напишите, чем оно выражено. Подчеркните причастный оборот как член предложения. Определите вид и время причастий. Выпишите из причастного оборота по одному словосочетанию со способом связи управление и со способом связи согласование.

3. Выпишите из первого абзаца имена прилагательные в краткой форме. Определите их разряд и синтаксическую функцию. Объясните орфограммы в этих словах.

4. Выпишите из первого абзаца слова, образованные бессуффиксным способом.

5. Отметьте в тексте предложения, в которых используется сравнение. Напишите, чем оно выражено.