Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложноподчинённые предложения
Понятие о сложноподчинённом предложении
Мини-диктанты
№ 1
Печально, когда исчезает, умирает старина, Но ещё грустнее, когда старина остаётся обезображенной, фальшивой, поддельной. Это страшнее всего и больше всего подлежит наказанию.
(По Н. Рериху)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Определите, при помощи какого слова связаны по смыслу первое и второе предложения. Как называется этот приём?
2. Подчеркните грамматические основы предложений, определите вид сказуемых. Напишите, чем они выражены. Определите, в какой форме используются наречия в роли сказуемых.
3. Найдите сложные предложения. Определите вид союза, который используется для связи частей сложного предложения, и вид сложных предложений.
4. Напишите, чем осложнены части первого и второго предложений. В каком предложении одна из частей является односоставным предложением? Определите его вид.
5. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Выделите корень. Подберите проверочные слова.
№ 2
Учатся для того, чтобы знать, как мир Божий устроен, какое в нём каждой твари назначение. А когда узнаешь, когда все умные книги прочтёшь, тогда, может быть, доберёшься до высшего смысла.
(По Ю. Нагибину)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество частей в них. Найдите односоставные предложения в составе сложных, определите их вид.
3. Докажите (покажите графически), что оба предложения текста являются сложноподчинёнными. Выделите союзы и союзные слова, которые находятся в придаточной части. Поставьте вопросы от главных частей к придаточным. Определите, что поясняет придаточное предложение (одно слово, словосочетание, грамматическую основу главного предложения или относится ко всему главному предложению).
4. Отметьте в тексте вводную конструкцию. Определите её значение. Придумайте предложение, в котором это сочетание слов будет являться членом предложения.
5. Выпишите из текста местоимения, определите падеж.
Диктант-предложение
Здесь, в горах, Георгия встречали бабушкины хлопоты, тихий преданный взгляд горной овчарки, огромный жёлтый подъём горы, где на отшибе от поселения стоял домик греческого семейства и где играла с младшими сестрёнками четырнадцатилетняя девочка, тоненькая, длинноногая, давно выросшая из школьного платья.
(По В. Аксёнову)
Задания:
1. Подчеркните главные члены предложения, напишите, из скольких частей оно состоит. Докажите (покажите графически), что предложение сложноподчинённое.
2. Отметьте в тексте уточняющее обстоятельство и обособленные определения. Напишите, чем выражены определения.
3. Замените словосочетания греческое семейство, четырнадцатилетняя девочка (первый вариант), школьное платье, бабушкины хлопоты (второй вариант), построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления.
4. Отметьте в тексте неоднородные определения, отметьте среди них эпитеты.
5. Выпишите из предложения слова, образованные при помощи сложения основ.
Объяснительный диктант
1) Письмо заканчивалось так же неожиданно, каким было и его начало. (В. Ковалевский.) 2) Алисе захотелось спрятаться в коридор, но она заставила себя остаться на месте. (Кир Булычёв.) 3) Когда Шопен импровизирует, когда дом наполняется звуками его музыки, всё будто замирает. (С. Могилевская.) 4) Казалось, что от фонаря разлеталось над площадью девять чёрных длиннейших лучей. (Ю. Олеша.) 5) Камни, скатываясь по склону горы, цепляли за собой десятки других камней, и эта лавина сметала всё на своём пути, засыпала виноградники, разрушала строения. (Из сборника «Легенды Крыма».) 6) Иван Калита одним взглядом охватил роскошное внутреннее убранство огромного ханского шатра: потолок в раззолоченном шёлке, трон отделан золотом, резьбой по кости, на малиновом бархате одежды хана — золотые драконы. (Б. Изюме кий.) 7) После целого дня, проведённого на озёрах, я возвращался к своему жилищу, ещё с воды вглядываясь в тёмное возвышение берега, где стоял серый дом с острыми скатами крыши. (А. Варламов.) 8) Желтопузики (так называются метровой длины ящерицы) весьма полезны, потому что питаются мышами и улитками и Даже могут поживиться гадюкой. (Л. Орлова.) 9) Белка кинулась со ствола, перелетела через дорогу, посыпался снег, заиграл столбом иголочек в косом свете. (А. Н. Толстой.) 10) Софья глядела на Василия Васильевича и, видимо, поняла, о чём он только что говорил и что ответил. (А. Н. Толстой.) 11) У меня бывали случаи, что я в начале лета не находил в лесу никаких грибов, даже маслят или сыроежек, но счастливо набредал на два-три семейства лисичек и всё-таки возвращался домой с грибами. (В. Солоухин.) 12) Первое дело было проверить, тут ли письмо. (О. Форш.) 13) Олени стали метаться на месте, а затем они внезапно, теснясь, сбиваясь в кучу, бросились вниз по круче и исчезли между деревьями. (В. Ян.) 14) Слева — высокая, шоколадно-бурая скала, раскалённая солнцем; она вся словно заткана тончайшей паутиной и почти сплошь покрыта бесчисленными паучками. (77. Флоренский.) 15) Иногда огонь угасал, но лёгкий ветерок разносил искры тлеющих пней, и они, западая в иссохшие лишайники, разгорались маленькими огоньками. (В. Сысоев.) 16) Мало кто знает, что замысел известнейшего романа «Туманность Андромеды» рождался в пустыне Гоби, где в трудные послевоенные годы тогда уже известный учёный-палеонтолог, профессор Иван Антонович Ефремов возглавлял Монгольскую палеонтологическую экспедицию Академии наук. (С. Зигуненко.)
Задание:
Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложноподчинённые предложения.