Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложноподчинённые предложения
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Мини-диктанты

    № 1

Армия Александра Македонского дошла до реки Инда. И здесь полководец понял, что Индия обширна. Он узнал, что в глубине её текут тёплые воды Ганга, где цветёт, как и на Ниле, нежный лотос. Александр увидел, как много на берегах реки селений и прекрасных городов. Он увидел, как могущественные властелины, раджи, ездят на слонах, возвышаясь над толпой, как боги. Он узнал, что в лесах, в джунглях, водятся невиданные звери. Великий полководец понял, что мир куда больше, чем предполагали греки, что не видно ему ни конца ни края.

(По М. Гумилевской)

Задания:

1. Пронумеруйте предложения. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в тексте с третьего по шестое предложение.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите номера сложноподчинённых предложений. Составьте схемы к этим предложениям, показав место придаточной части по отношению к главной.

3. Найдите придаточное предложение, которое осложнено обособленным приложением, обособленным обстоятельством и сравнительным оборотом. Напишите, чем выражены обстоятельство и приложение.

4. Найдите в тексте и отметьте фразеологизм. Подчеркните в нём все орфограммы, объясните написание. Объясните отсутствие запятой между повторяющимися союзами.

5. Объясните написание суффикса в словах понял, увидел.

    № 2

В Алжире есть озеро чёрного цвета. Удивительно то, что вместо воды оно наполнено самыми настоящими чернилами. Секрет чернильного озера объясняется тем, что в него впадают две реки, одна из которых приносит много растворённых солей железа, а другая — вещества, которые образуются при разложении растительных остатков. Когда в озере эти два компонента смешиваются, образуется чернильная жидкость.

(В. Сядро, Т. Иовлева, О. Очкурова)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите сложноподчинённые предложения. Отметьте сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится перед главным.

2. Найдите простое неполное предложение в составе сложного предложения, определите, какой член предложения восстанавливается из контекста. Определите, сколько частей в этом предложении. Укажите способы выражения подлежащих.

3. Определите способы связи слов в словосочетаниях чернильная жидкость, есть в Алжире.

4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.

5. Определите количество букв и звуков в словах есть, удивительно, растворённых. В каком из этих слов все согласные мягкие?

Диктант-предложение

Убеждённый патриот и воспитанник Петра I, Василий Суворов, отец великого полководца, безусловно, сделал всё, что от него зависело, чтобы привить сыну любовь к своему Отечеству и преклонение перед великим преобразователем России.

(По О. Михайлову)

Задания:

1. Подчеркните главные члены предложения, докажите (покажите графически), что предложение сложноподчинённое. Напишите, чем выражено подлежащее во второй части.

2. Отметьте односоставное предложение, определите его вид. Найдите и подчеркните слова, в которых написание приставки зависит от значения. Объясните выбор приставки.

3. Напишите, чем осложнено главное предложение.

4. Выпишите из предложения местоимения, определите падеж.

5. Выпишите слово, в котором происходит озвончение согласного. Сделайте морфемный анализ этого слова.

Объяснительный диктант

1) И если ты всё ж мастер и поэт, к тебе придёт классический сонет — вершина формы строгой и чеканной. (В. Солоухин.) 2) Иногда прямо из машины, которая шла медленно, кто-то из нас замечал подосиновик. (А. Приставкин.) 3) Когда настала весна, к главврачу приехал в отпуск его брат Андрей Андреевич. (В. Шефнер.) 4) Успел рассказать художник и о тех галереях, где стройными рядами в золочёных рамах висят на стенах большие и малые полотна живописцев, одно другого лучше и великолепнее. (К. Куликова.) 5) Когда становилось морозно, я топил берёзовыми поленьями печь. (А. Варламов.) 6) Мою последнюю книгу, на которую, как водится, возлагались большие надежды, напечатало небольшое издательство весьма приличным тиражом. (Н. Климонтович.) 7) Чтобы не поскользнуться на крутых ступеньках, Алиса зажгла свечу и стала осторожно спускаться. (Кир Булычёв.) 8) В Александрии впервые загорелся огонь знаменитого Фаросского маяка, который предостерегал корабли об отмелях и рифах прибрежной полосы. (М. Гумилевская.) 9) Так как Бориска привык всё делать на совесть, то и в новой службе он проявил себя наилучшим образом. (Б. Изюмский.) 10) Во многих странах мира есть заповедники, где бобры устраивают запруды и строят свои хатки. (77. Орлова.) 11) Мне посчастливилось наблюдать, как в каждом спектакле великий режиссёр Станиславский создавал особый мир, в который поселял будущих персонажей. (Ю. Завадский.) 12) В древности мореплаватели, среди которых особенно предприимчивыми и смелыми являлись финикияне, заводили дружеские связи с разными народами, открывали новые земли, где вели активную торговлю. (В. Ян.) 13) Египетский царь никак не ожидал, что скифы осмелятся первыми напасть на него, растерялся и, бросив войско со всем военным снаряжением, бежал. (Из сборника «Легенды Крыма».) 14) Как только откроешь, бывало, калитку из сада, так сразу попадаешь в заросли сосен и лиственных деревьев, поскольку дача наша стояла на опушке обширного леса. (Б. Пуришев.) 15) Гости двинулись из залы в огород, где в клумбах были выведены цветами вензеля именинника, где кусты и деревца были перевязаны бантами с цветами из золотой и серебряной бумаги. (А. Н. Толстой.) 16) Карамзину выпала особая миссия быть среди тех, кто предвосхитил великую русскую литературу девятнадцатого века, начинавшуюся с Пушкина. (А. Басманов.)

Задания:

    1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Покажите при помощи схемы место придаточного предложения по отношению к главному.