Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Сложноподчинённые предложения
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Мини-диктанты
№ 1
Бог солнца Ра был одним из самых почитаемых богов в Египте, потому что египтяне понимали, что солнце — источник их жизни. На своей солнечной ладье он плыл по небу, одаривая людей светом и теплом. Когда Ра заканчивал дневной путь по небесному Нилу, он медленно подплывал к царству мёртвых, в котором переходил в ночную ладью и начинал плаванье по подземному Нилу, где было изобилие причудливых пещер и каналов.
(По Д. Буслович)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в третьем и четвёртом предложениях. Определите тему текста. Озаглавьте текст в соответствии с темой.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложноподчинённые предложения, укажите в них подчинительные союзы, заключив их в овал; союзные слова подчеркните как члены предложения.
3. Отметьте в тексте деепричастный оборот. Напишите, каким членом предложения он является. Сделайте словообразовательный и морфемный анализ деепричастия. Объясните написание в нём суффикса.
4. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
5. Выпишите из последнего предложения слово, образованное при помощи перехода одной части речи в другую.
№ 2
Высоко плывёт луна, как дорогая корона, и, как дорогие камни из этой короны, по всему небу рассыпались звёзды... Река подобрала их в своей зелёно-синей воде, чтобы украсить ими сверху донизу речные коряги. Она так красиво вплела их в водяную траву, в таком изобилии положила на широкие ладони листьев кувшинок, что поневоле залюбуешься ими.
(По С. Клычкову)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.
2. Подчеркните главные члены предложений, укажите количество основ в каждом предложении. Определите вид каждого
сложного предложения. Определите, союз или союзное слово связывает главную часть с придаточной в сложноподчинённых предложениях. Сделайте схему второго предложения, отметьте простое односоставное предложение, определите его вид. Отметьте в односоставном предложении устойчивое выражение, замените его одним словом. Определите способ образования слов, входящих в это выражение.
3. Напишите, чем осложнены простые предложения в составе, первого сложного предложения.
4. Выпишите из последнего предложения слова с оглушением согласного.
5. Какое выразительное средство используется во втором и третьем предложениях?
Диктант-предложение
Мелодия, придуманная мальчиком, нежная и грациозная, чем-то напоминала те танцы, которые играла мама, а в чём-то была своеобразна, словно бы сквозь плавный танцевальный мотив просачивались задорные звуки песен, которые он слышал когда-то.
(По С. Могилевской)
Задания:
1. Подчеркните грамматическую основу предложения. Отметьте главное и придаточные предложения. Укажите в предложении подчинительный союз и союзные слова. Определите, к какой части речи относятся союзные слова. Определите их синтаксическую роль.
2. Напишите, чем осложнено главное предложение.
3. Подчеркните общую орфограмму в словах когда-то, чем- то. К каким частям речи относятся эти слова? Объясните написание.
4. Выпишите из предложения словосочетание, в котором главным словом является имя существительное, а зависимым — указательное местоимение. Определите способ связи между словами.
5. Отметьте в предложении эпитеты. Выделите в них окончания, объясните написание.
Объяснительный диктант
1) Ливанские кедры египтяне привозили из Финикии, что лежала в восточном углу Средиземного моря. (М. Гумилевская.) 2) Просвечивая радужными весёлыми красками, тень скользнула по дорожке, усыпанной гравием, по клумбе, по статуе мальчика и по гвардейцу, который заснул на часах. (Ю. Олеша.) 3) Сперва продавцу шаров показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. (Ю. Олеша.) 4) Перелистывая рукописи, Тимофей подолгу задерживался на тех из них, что были украшены причудливым плетением фигурок зверей и птиц. (Б. Изюмский.) 5) Учёные сообщают, что самый маленький динозавр, останки которого были найдены в южной Германии и на юго-востоке Франции, был размером с курицу, имел длину 60 см от кончика носа до кончика хвоста и массу около трёх килограммов. (77. Орлова.) 6) Я пишу только о том, что узнал и полюбил. (Е. Осетров.) 7) Это был какой-то текст, по ходу чтения которого лицо Светланы Михайловны выражало гнев, смятение и обиду, доходящую до слёз, до детского бессилия. (Г. Полонский.) 8) Давно забытая радость охватила Павла I, когда он узнал самые первые, по-детски наивные постройки в парке: хижину монаха, беседку на китайский манер, беседку в виде полуразрушенной башни. (О. Форш.) 9) Старик вспомнил, что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода, что сломана калитка, что вообще немало дома дел, которые требуют сильных рук и хозяйского глаза. (Из сборника «Легенды Крыма».) 10) Берлога очень понравилась медведице, потому что это было тёплое, надёжное, скрытое от врагов убежище, проникнуть в которое можно было только через высокий лаз, находившийся на десятиметровой высоте. (В. Сысоев.) 11) Как можно забыть ночную пасхальную Москву, когда в притихшем городе начинали раздаваться густые и сильные голоса кремлёвских колоколов, подхваченные тут же многочисленными колоколами древней столицы! (Б. Пуришев.) 12) Вполне справедливо, что во время торжеств, посвящённых 100-летию со дня рождения знаменитого английского писателя-фантаста Г. Уэллса, кто-то из журналистов назвал его разведчиком будущего. (С. Зигуненко.) 13) Кто не видывал собственными глазами лесов Черноморского побережья, тому трудно представить такое изобилие растительной жизни, которое делает здешние заросли сплошным клубком сплетающихся между собой стволов, гибких стеблей, веток. (П. Флоренский.) 14) Один мой знакомый высказал любопытную мысль, что всякий цветок так или иначе видом своим напоминает солнце. (В. Солоухин.) 15) Я заходила в тесные московские дворики и высокие подъезды, поднималась по стёртым лестницам на верхние этажи и смотрела, как качаются редкие деревья, как недвижимо и покойно уходят в небо золотые кресты. (А. Варламов.) 16) Те, кто хоть раз посетил Кижи и Валаам, эти удивительные места на севере России, вряд ли смогли остаться равнодушными и когда-либо забудут увиденное там. (Н. Кривцов.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Определите, союз или союзное слово является средством связи между главным предложением и придаточным. Укажите, к какой части речи относится союзное слово.