Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложноподчинённые предложения
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении

Мини-диктант

Стол в доме генерал-губернатора был накрыт безупречно. В тишине зала негромко позвякивала такая великолепная посуда, что её владельцам мог бы позавидовать любой петербургский дом. Это был тончайший китайский фарфор, а в Петербурге всё больше выставляли германский фарфор, золочёный, крикливый, аляповатый. Но куда было мейсонской посуде до китайского фарфора! Ни одной яркой краской не бросался в глаза молочно-матовый китайский узор, ни одним лишним завитком не раздражал он глаз. Всё в нём было так тонко, воздушно и нежно, что казалось, что это вовсе не творение рук человеческих, что это не посуда, а чудный, хрупкий осенний цветок, неожиданно распустившийся на столе.

(По Ю. Фёдорову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите сложноподчинённые предложения. Подчеркните в них грамматические основы, укажите количество основ. Найдите и подчеркните как члены предложения указательные слова и напишите, к какой части речи они относятся.

3. Найдите в тексте и подчеркните однородные определения, находящиеся: 1) после определяемого слова; 2) перед определяемым словом. Объясните знаки препинания. Отметьте в тексте все неоднородные определения.

4. Замените сочетание слов не бросался в глаза одним словом. Как называется это выразительное средство? Какова синтаксическая функция этого сочетания слов?

5. Выпишите из текста частицы.

Диктант-предложение

Артистом-кукольником надо родиться, надо суметь сохранить в душе те искры, которые оживят кусок дерева, заставят зрителей поверить в чудо жизни куклы, сопереживать ей.

(По З. Гердту)

Задания:

1. Подчеркните главные члены предложения, укажите количество грамматических основ. Отметьте односоставное предложение, определите его вид.

2. Найдите в главном предложении указательное слово, подчеркните его как член предложения; напишите, к какой части речи оно относится.

3. Напишите, чем осложнены простые предложения в составе сложного.

4. Определите, каким способом образованы слова поверить, сопереживать. Выполните морфемный анализ слов.

5. В прямом или переносном значении употреблено слово искры в данном предложении?

Объяснительный диктант

1) Учитель молчаливым кивком головы попросил, чтобы ребёнок играл ту мелодию, какую ему хочется. (С. Могилевская.) 2) Тибул дошёл по карнизу до того места, где начиналась проволока, отделился от стены и двинулся по проволоке к фонарю. (Ю. Олеша.) 3) Самые интересные места за городом были там, где находился Дворец Трёх Толстяков. (Ю. Олеша.) 4) Писатель, пишущий для маленьких детей, должен быть счастлив, как и те, для кого он творит. (К. Чуковский.) 5) Дорога петляла, сужаясь в некоторых местах настолько, что с трудом разъезжались две подводы. (А. Варламов.) 6) Юноша пошёл в ту часть города, где давно уже никто не жил. (А. Варламов.) 7) Я стремился к тому, чтобы мои стихи для детей были благозвучны, музыкальны, старался писать для детей так, как рекомендовал Чуковский. (В. Берестов.) 8) Старинная мудрость завещала такое множество афоризмов, что из них камень по камню сложилась целая несокрушимая стена. (М. Салтыков-Щедрин.) 9) Тому, что в языке появилось понятие «алые паруса», мы обязаны Александру Степановичу Гриневскому (так звали писателя Александра Грина в жизни). (С. Зигуненко.) 10) Среди ранних рассказов и фельетонов Булгакова было, конечно, немало таких, что писались на злобу дня и умирали одновременно с газетным листом. (В. Лакшин.) 11) В том лучшем, что создано Булгаковым, его можно считать наследником русской повествовательной традиции Гоголя, Достоевского и Чехова. (В. Лакшин.) 12) С благодатных берегов священной реки Нил фараон Ментухотеп, правитель Египта, послал караван в далёкую страну Пунт, туда, где теперь находится Сомали. (М. Гумилевская.) 13) Архитектурная мысль зодчих древнего Владимира была направлена на то, чтобы творения зодчества противопоставить обыденной жизни, чтобы они воспринимались как некое волшебное явление под северным небом царственного города. (Е. Осетров.) 14) Не будем забывать о том, что в древности вся залесская земля от края до края была мастерской прикладного искусства под открытым небом, тем торговым центром, куда сходились пути с Востока и Запада. (Е. Осетров.) 15) Система жизнеобеспечения на нашей планете устроена настолько остроумно и мудро, что она самообновляется и таким образом обеспечивает благополучное существование людей. (В. Солоухин.) 16) Лесной берег на другом конце плёса побледнел, стёрся до того, что стал одного цвета с водой. (А. Приставкин.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений.

2. Найдите в предложениях указательные слова, подчеркните их как члены предложения.

3. Определите часть речи, к которой относится указательное слово.