Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Сложноподчинённые предложения
Повторение

Мини-диктанты

    № 1

Пушкин в поэме «Медный всадник» запечатлел чеканными строками лучший памятник старого Петербурга — творение Фальконе, в которое скульптор вложил глубокую идею, сумев найти для неё выразительную форму. Всадник возвышается на скале, которая имеет форму волны. Вознесённый над гранитным пьедесталом, он конём попирает змея, олицетворение злых сил.

(По Н. Анциферову)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и тему данного текста. Озаглавьте его в соответствии с темой.

2. Подчеркните грамматические основы предложений, отметьте сложные предложения, определите их вид. Найдите в них местоимения, определите их синтаксическую функцию.

3. Найдите в тексте и отметьте обособленные приложения. Найдите в них однокоренные слова, выделите корень, объясните написание.

4. Найдите в тексте причастный оборот (первый вариант); деепричастный оборот (второй вариант); подчеркните их как члены предложения. Объясните знаки препинания. Определите вид причастия (первый вариант), деепричастия (второй вариант). Сделайте их словообразовательный и морфемный анализ.

5. Выпишите из текста эпитеты. Выделите в этих словах окончания, объясните написание.

    № 2

Что за чудные звуки заставляют так сладко забиться сердце? Это ростовские звоны... Среди тех, кто восхищался ими, были Шаляпин, Рахманинов, Станиславский... Звонница Успенского собора Ростова Великого обладает удивительным свойством: звуки колокола распространяются не вверх, а по горизонтали. Тот, кто строил звонницу, оказался не только выдающимся архитектором, но и гениальным акустиком. Замысел зодчего-инженера удался, ибо по своим акустическим свойствам ростовская звонница не знает себе равных.

(По Е. Осетрову)

Задания:

1. Найдите сложноподчинённые предложения, подчеркните в них грамматические основы. Найдите в первом сложноподчинённом предложении указательное слово, подчеркните его как член предложения и напишите, к какой части речи оно относится. Отметьте подчинительные союзы и союзные слова. Напишите, к какой части речи относятся союзные слова.

2. Отметьте в тексте однородные подлежащие, однородные сказуемые и однородные обстоятельства. Напишите, чем они выражены.

3. Найдите в тексте фразеологизм. Отметьте его. Замените фразеологизм одним словом.

4. Выпишите из текста слово с непроизносимым согласным.

5. Выпишите из предпоследнего предложения синонимы. Являются ли они эпитетами?

Диктант-предложение

Тем и славен был первый актёр Российского театра, что высокие, шедшие от разума слова он окрашивал такой благородной страстью, что они трогали сердца, восхищали душу, пробуждали возвышенное в людях, побеждали низменное в них.

(По К. Куликовой)

Задания:

1. Подчеркните главные члены предложения, укажите количество грамматических основ. Докажите (покажите графически), что предложение сложноподчинённое.

2. Отметьте в тексте указательные слова, подчеркните их как члены предложения; определите, к какой части речи относится каждое из них и в какой форме используется. Определите, союзы или союзные слова связывают части предложения.

3. Отметьте однородные сказуемые, определите вид глагольных сказуемых; напишите, в какой форме они используются. Подчеркните в тексте однородные определения. Напишите, чем они выражены. Объясните знаки препинания.

4. Выпишите из текста слово с оглушением согласного.

5. Выпишите из предложения антонимы. Напишите, к какой части речи они относятся. Отметьте и объясните орфограммы в этих словах.

Объяснительный диктант

1) Воспетое Пушкиным прекрасное здание Адмиралтейства с его иглой, этой полярной звездой Северной столицы, лучами которой являются главнейшие улицы и проспекты города, достроено в 1815 году. (Н. Анциферов.) 2) И улыбались звёзды голубые, глядя с высот на гордый прах земли, как -будто мир достоин их любви, как будто им земля небес дороже... (М Лермонтов.) 3) После многочасового пути брички с семьёй и имуществом Шопенов остановились перед подъездом красивого двухэтажного здания, которое отныне должно было стать их домом. (С. Могилевская.) 4) Если посмотреть из глубины леса в сторону заката, то увидишь красную полоску неба, расчерченную стволами деревьев. (В. Солоухин.) 5) Все лесные поляны, где можно встретить ночную фиалку, я знал. (В. Солоухин.) 6) Для облика Петербурга имели значение не только те грандиозные мосты, что соединяют левый и правый берега Невы или её главные острова, но и те небольшие мостики, которые перекинуты через каналы. (Н. Анциферов.) 1) Кажется, что спишь и видишь небывалый город во сне. (Д. Мережковский.) 8) По многочисленным свидетельствам, когда Достоевский произнёс свою речь о Пушкине, зал был потрясён. (Ю. Завадский.) 9) На высоком троне посреди шатра, который был усыпан драгоценными камнями, восседал лицом к югу, словно идол, хан Узбек. (Б. Изюмский.) 10) Кадрового военного, каким я себя уже считал, трудно было поразить армейской выправкой. (В. Дементьев.) 11) У развилки, где я должен был повернуть в часть, шоссе загородила колонна автомашин. (В. Дементьев.) 12) Мы с вами умчимся в далёкое прошлое, когда миром правили волшебники. (Кир Булычёв.) 13) Появлению в России чая мы обязаны монгольскому хану, который наградил русского посла этим «бесполезным подарком» взамен собольих шкур. (М. Короткова.) 14) Хотя Александр Македонский и разгневался на своих уставших, измученных солдат, отказавшихся следовать за ним и пожелавших вернуться домой, ему всё-таки пришлось им подчиниться и оставить дерзкие мечты о покорении мира. (М. Гумилевская.) 15) Я видел, как летний свет ясной полосой переливался в тёмных, слегка золотистых волосах красавицы. (И. Сургучёв.) 16) Отец мой бывал всегда щедрым, великодушным, если только, возмущённый явной неправдой или несправедливостью, не проявлял бурного, но кратковременного гнева. (П. Флоренский.)

Задания:

    1. Начертите схемы предложений.

2. Укажите, при помощи союза или союзного слова связано главное предложение с придаточным.

Диктант-загадка

Что это за птица?

Обширное болото, с редким сосняком на кочках, зелёным трясинником и грязными топями, медленно выступало из дымки рассвета. Туман, поначалу свиваясь в мелкие кудрявые облачка, скручивался затем в жгуты и, поднимаясь, неторопливо таял в весенней прохладе.

На одном бугорке стала отчётливо проступать из тумана корявая сосенка с небольшим пеньком. В наступающем рассвете пенёк этот неожиданно зашевелился и превратился в птицу. Крупная, долговязая, ссутулившаяся, с понуро опущенным длинным клювом, она стояла на одной ноге и задумчиво, даже как-то отрешённо смотрела куда- то вниз.

С каждой минутой весеннего рассвета болото оживало. Запела, залетала, забегала разная живность. А этой птице хоть бы что. Она лишь только ногу переменила. Выглядела она невзрачно: на спине чёрно-бурая накидка, которую подчёркивал молочно-белый, с оливковыми вкраплениями начёс на голове, такого же цвета воротник и широкая, спускающаяся до груди бородка. По бокам затылка торчат завивающиеся перья, тоже белые, но с кремовым оттенком, напоминающим цвет топлёного молока.

Уже солнце выглянуло из-за горизонта, а птица в задумчивости, как-то меланхолично всё разглядывает свою красную, словно в длинном сафьяновом сапожке, ногу.

(По Б. Михайлову)

Подсказка: название представляет собой сочетание имени существительного с приложением. В имени существительном 2 слога: первый слог берём из шестого слова второго предложения — первые две буквы; второй слог совпадает по звучанию и написанию со словом, являющимся синонимом слова лицо (высокий стиль). Приложение — из 3 слогов: 1-й встречается в начале слова туман (две буквы), следующие три буквы совпадают с корнем слова рухнуть; конец слова (три буквы) — корень слова таял + Н. Всего 5 + 8 букв.

Ответ: кулик-турухтан.

Контрольные диктанты

    № 1

Всем знакомо выражение «петь дифирамбы», которое сейчас означает «говорить хвалебные речи». Историки свидетельствуют, что эти дифирамбы «узаконил» древнегреческий певец Арион. Тогда дифирамбами назывались зажигательные танцевальные песни. Вот как рассказывает об одном важном событии из жизни певца историк Геродот.

Когда Арион одержал победу в состязании певцов, он с богатыми дарами возвращался с острова Сицилия в город Коринф. Команда судна заставила его броситься в волны океана, потому что хотела завладеть его имуществом. Однако Арион не утонул, так как ему помогли добраться до берега дельфины — удивительные, дружелюбно настроенные по отношению к человеку существа. Когда певец прибыл в Коринф, он сразу же рассказал царю Периандру о случившемся. Тот не поверил певцу и велел заключить его под стражу до прибытия судна, которое задержалось в пути. Как только моряки появились в Коринфе, царь призвал их во дворец, чтобы спросить, где певец. Моряки объяснили, что покинули его в Торонто в безопасности. Неожиданно в дверях появился Арион. Пираты были так поражены, что тут же признались в совершённом преступлении.

В память о чудесном спасении Ариона на родине певца поставили статую: это была бронзовая фигура человека, оседлавшего дельфина. Вскоре после спасения Ариона в некоторых греческих и итальянских городах появились монеты с выбитыми на них фигурками человека верхом на дельфине.

175 слов

(По Л. Орловой)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный) второго и третьего абзаца текста. Озаглавьте текст по теме или главной мысли.

2. Отметьте в тексте все сложноподчинённые предложения. Укажите те предложения, в которых придаточная часть стоит перед главной. Определите, союз или союзное слово используется для связи простых предложений в составе сложного. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Найдите сложноподчинённое предложение с указательным словом в главной части, подчеркните его как член предложения; напишите, какой частью речи оно является.

3. Найдите в последнем абзаце обособленное определение, напишите, чем оно выражено.

4. Замените словосочетания греческих городах, итальянских городах, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления.

5. Определите способы образования слов безопасность, вскоре (первый вариант), некоторых, завладеть (второй вариант). Разберите слова по составу.

№ 2

Давайте совершим небольшое путешествие по улицам древнего города.

Прогулка наша начинается ранним утром, когда горожан будил колокольный звон. Он доносился из кремля — центра города, где за мощными каменными стенами находились дворцы знатных горожан, собор и храмы.

Обычно кремль располагался на возвышенном месте, от остальной части города его отделяли ров или река. За зубчатым краем стены находились боевые площадки с дозорными. Совсем нетрудно догадаться, зачем в старину на крепостных стенах делали частые зубцы и маленькие щели-окошечки.

В стенах кремля непременно строили башни, в том числе въездные, через которые можно было проехать в кремль. Они были массивнее других, а ворота в них запирались специальными замками и решётками. Чтобы въехать в кремль, нужно было иметь специальное разрешение.

В центре кремля располагалась Соборная площадь, где находился главный храм города. В кремле жил воевода, который управлял городом и его округой. А в приказной избе (название происходит от слова «приказывать») помощники воеводы судили провинившихся, готовили указы, принимали жалобы граждан. В Пушечном амбаре хранился запас оружия, чтобы горожане могли обороняться в случае неприятельского нападения. В кремле были и осадные дворы-избы, в которые жители перебирались, когда на город нападали враги.

175 слов

(По М. Коротковой)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) данного текста. Озаглавьте текст.

2. Отметьте в тексте все сложноподчинённые предложения. Укажите предложение, в котором придаточная часть стоит перед главной. Определите, союз или союзное слово используется для связи простых предложений в составе сложного. Напишите, к какой части речи относится каждое союзное слово.

3. Отметьте во втором абзаце обособленное распространённое приложение. Выпишите его и определите способ связи между словами.

4. Замените словосочетания колокольный звон, каменные стены, построенные на основе согласования, на синонимичные

словосочетания, построенные на основе управления.

5. Определите способ образования слов провинившихся (судили провинившихся), указы, нападение, проехать. Выполните морфемный анализ этих слов. Подчеркните орфограммы в приставках, объясните написание.