Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
Мини-диктанты
№ 1
Богиня охоты и владычица зверей Диана — дочь Юпитера, который является главным римским божеством. В произведениях искусства она чаще всего предстаёт вооружённой луком, с колчаном за спиной, в сопровождении собак или лани. Иногда Диана изображалась с полумесяцем на голове, так как была также богиней луны, и с факелами, которые она держит в руках.
(По Д. Буслович)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте.
2. Отметьте сложные предложения, докажите, что они сложноподчинённые. Пронумеруйте части последнего предложения, сделайте его схему, указав место придаточных частей по отношению к главной.
3. Отметьте определительные придаточные, укажите, к какой части речи относятся союзные слова, которые их присоединяют. Определите синтаксическую функцию союзных слов. Какое из этих придаточных можно заменить причастным оборотом?
4. Какая часть последнего предложения является неполным предложением? Определите тип сказуемого в нём, напишите, чем оно выражено.
5. Определите стилистическую окраску слов предстаёт, владычица. Подберите к ним нейтральные по стилистической окраске синонимы.
№ 2
Однажды на рассвете я увидел в природе нечто необыкновенное и незабываемое, увидел впервые в жизни.
Три облака сошлись незаметно и образовали причудливое, с извилистыми золотыми краями огромное окно. Казалось, края его, что изменялись с каждой секундой, дрожат от лучей ещё не взошедшего солнца. Оно изо всей силы бросалось в этот просвет и вскользь осветило одно из далёких расплывчатых облаков, которое было почти на противоположной стороне купола, самое высокое. И то облако вдруг заиграло перламутровыми переливами. Из множества уже белых облаков это было единственное во всём небе с тончайшими и нежнейшими оттенками. Оно играло над землёй мягкими радужными цветами, в каждом из которых было чуть-чуть нежно-голубого. Это было чудное явление природы и редчайшее в наших местах. Перламутровое облако!
(По Г. Троепольскому)
Задания:
1. Пронумеруйте предложения. Укажите номера тех, в которых есть придаточные определительные. Отметьте в этих придаточных союзные слова, которые выполняют функцию подлежащего. К какой части речи они относятся?
2. Отметьте слово, при помощи которого третье предложение связано со вторым по смыслу. Напишите, к какой части речи оно относится.
3. Выпишите из текста имена прилагательные в форме простой превосходной степени. Определите их разряд. Объясните написание безударных гласных в корне. Выделите окончания, объясните написание. Определите, являются ли эти имена прилагательные эпитетами.
4. Определите способы образования слов нежно-голубой, переливы (первый вариант), необыкновенный, перламутровый (второй вариант). Отметьте в словах непроверяемые безударные гласные в корне.
5. Выпишите из текста слова, написание приставки в которых зависит от последующего (звонкого или глухого) согласного.
Диктант-предложение
Молодой город, что был основан на исконно русской земле, воссоединённой с Россией в результате славных побед над сильнейшим тогда врагом — Швецией, город, что был создан упорным трудом в самых неблагоприятных природных условиях, вырос со сказочной быстротой и сделался к концу восемнадцатого века одним из прекраснейших городов мира.
(По Н. Анциферову)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите количество основ в предложении. Начертите его схему.
2. Определите вид придаточных. Укажите синтаксическую функцию союзных слов. Замените придаточные причастными оборотами.
3. Напишите, чем осложнено первое придаточное предложение.
4. Выпишите из текста слова с удвоенными согласными. Объясните их написание.
5. Выпишите из текста эпитеты. Выделите в них окончания, объясните написание окончаний.
Объяснительный диктант
1) В кабинете стояли клеёнчатый чёрный диван и стол с зелёным сукном, на котором лежали сложенные в идеальном порядке бумаги. (Н. Кузьмин.) 2) Вспыхнули в серых лесах ранние ивы — деревья, у которых цветы похожи на жёлтых пуховых цыплят. (М. Пришвин.) 3) Зоологи склонны считать, что тигр как вид сформировался в суровых условиях юга Восточной Сибири и Центральной Азии. (Л. Орлова.) 4) Общество, в котором речь дурна, не может быть счастливым. (В. Аннушкин.) 5) Драгоценные камни так играли, переливались чудным светом, что трудно было отвести от них глаза. (Б. Изюмский.) 6) В красном плаще, небрежно накинутом на плечи, в тунике с широкой красной полосой, в военной обуви, украшенной бронзовыми полумесяцами, легат сидел на вороном жеребце, который красиво изгибал шею и бил в нетерпении "ногой о землю. (А. Ладинский.) 7) Именно в Печорском монастыре начинаешь по-настоящему понимать, что человеку, не умеющему ценить прошлое, нельзя мыслить о будущем. (Н. Рерих.) 8) Геннадий жил в подмосковном деревянном домике с мезонином, садом и летней кухней, которую его сестра Поля иногда сдавала дачникам. (Л. Ющенко.) 9) Нарядно одетый молодой человек держал за кольцо большую вызолоченную клетку, в которой прыгала и щебетала какая-то экзотическая птица. (С. Фингарет.) 10) Я пристально смотрел на воду, на небо, на канал, снова на воду и удивлялся тому, как зыбок отражённый мир, как он текуч, неуловим, прекрасен. (В. Дементьев.) 11) Заходило солнце, окрашивая алым светом сырые луга, на которых великаньими шапками возвышались большие стога сена. (А. Перегудов.) 12) Увы, не созерцал я львов святого Марка, дворцов Флоренции и средиземных волн, тех рощ, где о земной любви вздыхал Петрарка... (Г. Иванов.) 13) Берег, от которого отчалили, скрылся за пеленой дождя. (О. Шестинский.) 14) Остатки жёлтых тростников на кочках между ёлками и берёзками напоминали нам, какую непроницаемую для солнечных лучей, какую непроходимую глушь представляет собой этот лес летом и осенью. (М. Пришвин.) 15) Память о войне заставляет всех нас направить разум человеческий, все силы на то, чтобы отстоять мир. (3. Гердт.) 16) На берегу росло огромное дерево, в котором жили большие светляки, гораздо больше наших. (М. Москвина.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений, определите количество основ.
2. Укажите номера предложений с придаточными определительными; выделите опорные слова и словосочетания в главной части. Обозначьте союзные слова как члены предложения и как части речи.