Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Мини-диктанты
№ 1
Немногие из нас бывали в Печорском монастыре подле Пскова, а ведь это одно из чудеснейших мест в России. Удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою мало в России мест, что могут с ним сравниться.
Тому, кто побывал здесь хоть раз, обязательно захочется ещё раз пройти по двору, уставленному причудливыми зданиями красного и белого цвета, захочется ещё раз увидеть закоулок между ризницей и старой звонницей. Смотришь, как длинной вереницей проходят паломники, слушаешь песнопения, доносящиеся из какой-нибудь церкви, и чувствуешь всем сердцем вековую старину. И кажется, что эта красота ещё не раз будет нужна тебе в дальнейшей жизни.
(По Н. Рериху)
Задания:
1. Пронумеруйте предложения. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в каждом предложении. Определите вид каждого сложного предложения.
2. Отметьте придаточные предложения в сложноподчинённых предложениях, определите их вид. Укажите, союзы или союзные слова присоединяют придаточные предложения к главному. Найдите в четвёртом предложении указательное слово и подчеркните его как член предложения; напишите, к какой части речи оно относится.
3. Найдите простые односоставные предложения в составе сложных, определите их вид. Отметьте простые односоставные нераспространённые предложения в составе сложного.
4. Отметьте глаголы в форме настоящего времени, определите спряжение, объясните написание безударных личных окончаний. Отметьте глаголы в форме инфинитива; укажите глагол- исключение, определите его спряжение; найдите инфинитив с чередующимися гласными в корне, выделите корень и объясните его написание.
5. Отметьте в первом абзаце имя прилагательное в форме простой превосходной степени, определите его разряд. С каким словом оно связано по смыслу? Задайте от него вопрос к имени прилагательному, объясните написание окончания. Выпишите это словосочетание, определите способ связи между словами.
№ 2
Нет сомнений в том, что первые впечатления являются самыми яркими. Поэтому каждый путешественник, отправляясь открывать для себя новые земли, должен постараться хорошо запомнить свои первые впечатления от того, что увидит и услышит нового. Лучше всего записать их. Записать всё то, что покажется удивительным, загадочным, таинственным. А потом постараться самому, без посторонней помощи, ответить на все свои вопросы.
(По В. Бианки)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Определите, при помощи какого слова связано по смыслу третье предложение со вторым. К какой части речи оно относится?
2. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Отметьте придаточные предложения, определите их вид. Укажите, союзы или союзные слова связывают придаточные предложения с главными. Определите синтаксическую роль союзных слов. Обозначьте указательные слова как члены предложения и как части речи.
3. Найдите в тексте деепричастный оборот, подчеркните его как член предложения. Выпишите из него многозначные слова, определите, в прямом или переносном значении они использованы.
4. Подчеркните и объясните все орфограммы в словах таинственный, посторонний.
5. Определите, к каким частям речи относятся слова новые и нового (второе предложение). Объясните написание окончаний в них.
Диктант-предложение
Достоевский писал, что ему было-всего лишь десять лет, когда он уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал детям отец.
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите количество основ и вид сложного предложения. Сделайте схему. Охарактеризуйте каждую часть сложного предложения с точки зрения наличия второстепенных членов.
2. Докажите, что в данном предложении используется косвенная речь.
3. Отметьте определительное и изъяснительное придаточное. Какое из этих придаточных присоединяется при помощи местоимения? Определите морфологические признаки этого местоимения.
4. Определите способы связи слов в словосочетаниях читал вслух, эпизоды истории, главные эпизоды.
5. Выпишите из предложения слова с оглушением согласного.
Объяснительный диктант
1) Мальчику казалось, что красивые звуки повсюду, что они словно носятся в воздухе. (С. Могилевская.) 2) Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти. (М. Пришвин.) 3) Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному — значит вместе и развивать духовные способности учащихся. (Ф. Буслаев.) 4) Старую рябину у погреба опушил иней, который в свете зари казался розовым. (А. Перегудов.) 5) Ещё древние греки утверждали, что личные достоинства, ум и сердце выше прочих жизненных благ. (Ю. Дружников.) 6) Губернатору хотелось поговорить с Софьей, узнать, не скучно ли ей у него жить, не хочется ли в Москву. (И. Сургучёв.) 7) Достоевский писал, что без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. 8) Меня огорчал тот факт, что меня, ненавидящего ложь, считают лжецом. (В. Шефнер.) 9) Расскажи мне, седой Урал, где, в какой богатырской кузне ты природу свою ковал? (В. Радкевич.) 10) Писатель обязан постоянно находиться за рабочим столом и помнить, что его трудов ждут читатели. (В. Пикуль.) 11) Во Владимире при Андрее Боголюбском развернулось бурное строительство, потому что великокняжеская столица должна была превзойти красотой и величием другие древнерусские города. (Е. Осетров.) 12) Не было, должно быть, ни одного явления, которое не казалось Гиляровскому невероятно любопытным и заслуживающим пристального внимания. (К. Паустовский.) 13) Обычно идёшь по грибы и заранее рисуешь себе, как под тёмной елью стоят шоколадные белые грибы. (В. Солоухин.) 14) Алиса почувствовала, как ей в лицо повеяло тёплым воздухом из окна. (Кир Булычёв.) 15) Людей с давних пор волнует вопрос, опасен ли гигантский кальмар для человека. (Л. Орлова.) 16) Этот крошечный городок утопает в громадных неведомых тёмнозелёных деревьях, которые, словно призраки, то исчезают, то вновь проявляются сквозь плывущие прямо по булыжным мостовым облака. (М. Москвина.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Напишите номера предложений С изъяснительными придаточными. В изъяснительных придаточных союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.