Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
Мини-диктанты
№ 1
Новый, тринадцатый век начался для Новгорода неспокойно, потому что мрачная тень крестоносцев нависла над Приморьем. Их окровавленный меч беспощадно рушил всё на своём пути. Как зловещие призраки, вырастали орденские замки. Где-то на краю новгородского неба клубились тяжёлые тучи, как будто предвещали беду. Отсветы дальних пожарищ незримо ложились сейчас на вечевую площадь Новгорода, на реку Волхов, на лица жителей, которые внезапно посуровели, помрачнели.
(По Б. Изюмскому)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Определите, при помощи какого слова связано по смыслу второе предложение с первым.
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в сложных предложениях. Отметьте в сложных предложениях главную часть и придаточную, задайте вопрос к придаточной части. Отметьте определительное придаточное. Отметьте придаточные, к которым ставится вопрос обстоятельства.
3. Найдите сложное предложение, каждая часть которого осложнена однородными членами. Отметьте в этом предложении слово с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
4. Найдите в тексте сравнения. Напишите, чем они выражены.
5. Замените словосочетание площадь Новгорода, построенное на основе управления, на синонимичное словосочетание, построенное на основе согласования. В каком из этих слов происходит оглушение согласного? Подчеркните в первом словосочетании безударные гласные, определите, проверяемые они или непроверяемые.
№ 2
Древнегреческое предание гласит о том, что во время грекоперсидской войны был взят один из греческих городов. Когда жители покидали жилища, нагруженные своим имуществом, лишь один мудрец Биант следовал налегке. Когда его спросили, почему он ничего не взял, Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». Мудрец имел в виду свой духовный багаж, потому что считал именно его истинным богатством.
(Из сборника «Крылатые слова»)
Задания:
1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный).
2. Отметьте предложение с прямой речью. Сделайте схему этого предложения, указав слова автора и прямую речь.
3. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в предложениях. Отметьте в сложных предложениях главную часть и придаточную, поставьте вопрос к придаточной части. Отметьте изъяснительные и обстоятельственные придаточные.
4. Выпишите из текста слова, образованные сложением основ. Докажите (покажите графически), что они однокоренные.
5. Как называется выразительное средство, которое используется в последнем предложении?
Диктант-предложение
Когда весенняя прохлада
неизъяснима и нежна,
и веет сыростью из сада,
и подымается луна,
а луч зари горит прощальный
и отцветает на окне,
так сладко сердцу и печально
грустить о милой старине.
(Г. Иванов)
Задания:
1. Подчеркните главные члены предложения. Пронумеруйте части. Найдите главное предложение. Докажите, что простые предложения 1, 2, 3 и 4 являются придаточными, поставив к ним вопрос от главного предложения. В чём особенность способа связи между придаточными в этом предложении?
2. Найдите односоставные предложения в составе сложного, определите их вид. Отметьте в этих предложениях простое глагольное сказуемое; определите спряжение глагола, объясните написание окончания в нём.
3. Найдите в тексте однородные составные именные сказуемые, напишите, чем они выражены. Отметьте все орфограммы в словах.
4. Отметьте в тексте эпитеты, выделите в них окончания, объясните написание.
5. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корень. Графически объясните написание.
Объяснительный диктант
1) Мы, клянусь, так привыкли в Индии наблюдать рассвет, что, вернувшись в Москву, я полгода по инерции просыпалась в пять утра и стояла на кухне у холодного окна, с трепетом ожидая восхода солнца. (М. Москвина.) 2) Село, до которого мы добирались, выплывало из мелкого дождя тёмными, облепленными паутиной тумана изгибами. (О. Шестинский.) 3) Если варана не трогать, он никогда не нападёт сам. (Л. Орлова.) 4) Холод усугублялся ещё тем, что здесь, на приличной высоте, пронизывающий северный ветер свирепствовал, не зная помех и преград. (А. Волков.) 5) Вдали, в черноте моря, светились жёлтые огни судна, как будто там стоял праздничный стол со свечами, накрытый к ужину. (В. Аксёнов.) 6) Берег буйно зарастал густыми джунглями высокой безымянной травы с хрупким стеблем и капустного цвета листьями, прелестными кустиками изящного растения с кружевными, как у укропа, листьями и полынным запахом, ползучим вьюнком с бледно-розовыми колокольчиками, которые пахли ванилью. (Н. Кузьмин.) 7) Каменный мост с резными перилами, переброшенный через канал высокой дугой, чтоб могли проходить лодки, вывел путников на главную улицу, бравшую начало от городских ворот. (С. Фингарет.) 8) Белый гриб — общеизвестный вид дикорастущих шляпочных грибов, плодовые тела которых представляют ценнейший продукт питания, используемый во многих странах мира и особенно в России. (Б. Васильков.) 9) Я где-то читал или от кого-то слышал, что будто бы глухарь — единственная птица, оставшаяся от каменного века. (А. Перегудов.) 10) Морские ежи действительно напоминают своего «тёзку» из млекопитающих животных, поскольку всё их тело защищено иглами. (Л. Орлова.) 11) Алиса зажмурилась, чтобы глаза быстрее привыкли к темноте. (Кир Булычёв.) 12) Хотя и был ты назван «Летний», но, облетевший и немой, вдвойне ты осенью заметней, вдвойне пленяешь разум мой. (Г. Иванов.) 13) Замок тихо подстерегал Алису, заманивал, чтобы не выпустить обратно. (Кир Булычёв.) 14) Пока жив язык, жива нация, на нём говорящая. (Л. Скворцов.) 15) В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась призрачная мгла, как будто солнце навсегда осталось на закате. (К. Воробьёв.) 16) Патриарх вышел на красное крыльцо и, благословив тысячную толпу, спросил, кому из царевичей быть на царстве. (А. Н. Толстой.)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений.
2. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному, чтобы определить его вид.
3. Отметьте номера предложений с обстоятельственными придаточными.