Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

Мини-диктанты

    № 1

Как только мы побелили потолок, выяснилась интересная подробность. Теперь, когда кто-нибудь, рассказывая о своих приключениях, начинал лгать, белый потолок нашей спальни моментально краснел. И чем сильнее была ложь, тем сильнее он краснел, вплоть до густо-пунцового цвета. Затем, когда рассказчик переходил к правде, потолок опять становился белым.

(В. Шефнер)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Определите, при помощи какого слова связано по смыслу третье предложение со вторым.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в предложениях 1, 2 и 4. Сделайте схемы этих предложений, определив место придаточного предложения по отношению к главному. Определите вид придаточных.

3. Отметьте в тексте обособленное обстоятельство. Напишите, чем оно выражено. Отметьте все орфограммы в словах.

4. Выпишите из текста три группы однокоренных слов; выделите корень.

5. Определите способы связи слов в словосочетаниях побелили потолок, интересная подробность, моментально краснел. Определите вид словосочетаний по главному слову.

    № 2

Вечный город

Так часто называют столицу Италии — Рим. Когда знаменитый древнеримский поэт Тибулл в одной из элегий упоминал Рим, он пророчил ему необычайный рост и величие. Когда позднеримские поэты продолжали прославлять этот город, они тоже рассуждали в своих произведениях о вечности Рима.

Наименование «вечный город» сохранилось за Римом и в наши дни, хотя смысл выражения изменился. Теперь Рим — это историко-культурный центр, он является воплощением и отражением важных периодов в истории и духовной культуре человечества: античности, христианства, Возрождения.

(Из сборника «Крылатые слова»)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официальноделовой, разговорный, художественный). Подчеркните словосочетание, при помощи которого связано по смыслу третье предложение со вторым. Определите его вид по главному слову и способ связи слов в нём.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в сложных предложениях и вид этих сложных предложений. Отметьте придаточные времени.

3. Отметьте в последнем предложении книжную лексику. Какие из этих слов являются терминами?

4. Найдите в тексте простое предложение, отметьте в нём наречия.

5. Выпишите из текста слова, образованные при помощи сложения основ. Отметьте среди них однокоренные слова, разберите их по составу.

Диктант-предложение

Когда сейчас при взгляде на карту мира я вижу среди различных материков тоненькую цепочку японских островов, мне даже не верится, что именно на этих ярко окрашенных камешках я встретил такое множество разных людей, что японская земля в течение трёх недель замыкала мой горизонт.

(По В. Аксёнову)

Задания:

1. Подчеркните главные члены текста-предложения. Определите количество основ. Отметьте главное предложение и придаточные. Поставьте вопрос от главного предложения к придаточным. Определите вид придаточных.

2. Найдите односоставное предложение в составе сложного, определите его вид. Определите вид сказуемого, объясните орфограммы в слове. Укажите части речи в этом предложении.

3. Выпишите из предложения причастие, определите его вид и время. Объясните все орфограммы в слове.

4. Замените словосочетание японская земля, построенное на основе связи согласование, на синонимичное словосочетание, построенное на основе связи управление. Соотнесите количество букв и звуков в слове японская.

5. Отметьте в тексте-предложении метафоры.

Объяснительный диктант

1) Дождевые капли звенели на разные голоса, когда прыгали по листьям деревьев или плясали на большой луже у крыльца. (С. Могилевская.) 2) Есть тайная печаль в весне первоначальной, когда последний снег нам несказанно жаль... (Ю. Визбор.) 3) Звуки музыки неслись сверху, оттуда, где стоял огромный Инструмент с большими и маленькими, толстыми и тонкими серебряными трубами. (С. Могилевская.) 4) Как только сочтёшь какую-то свою работу достижением, то сразу остановишься, застынешь в неподвижности. (3. Гердт.) 5) Только к вечеру, когда багрово-красное солнце совсем уже собралось скрыться за гору, мы увидели среди деревьев хату. (М. Колосов.) 6) Я хорошо помню этот хрусткий осенний день, когда впервые выпал снег и лежал, не растаяв. (В. Мальков.) 1) Я люблю города у слияния рек, где земля и вода породнились навек. (О. Дмитриев.) 8) Городок, куда они приехали, был пронизан оглушительными всплесками петушиных крыльев, ржаньем лошадей, картечными взлётами воробьиных стай. (О. Шестинский.) 9) Поезд остановился в смешанном лесу, где берёзы просвечивали сквозь заросли молодых дубов, где зелень елей оттеняла янтарную желтизну сосен. (А. Медников.) 10) Динка то и дело задирала голову и смотрела вверх, туда, где в синей-синей синеве шептались с ветром колючие сосновые лапы. (Т. Михеева.) 11) Когда Динка уставала собирать ягоды, то садилась прямо на землю, прижималась к стволу сосны спиной, набирала в ладонь горсть земляники, опрокидывала в рот. (Т. Михеева.) 12) Вдали, где заканчивались жилые поселения, виднелась станция и железнодорожная насыпь. (А. Волков.) 13) Когда старые берёзы цветут, когда золотистые серёжки скрывают от нас наверху уже раскрытые маленькие листы, то внизу на молодых деревьях везде видишь ярко-зелёные листики величиной с дождевую каплю. (М. Пришвин.) 14) Я поспешил туда, где стоял на якоре корабль. (А. Ладинский.) 15) Солнце пошло уже на закат, когда мул вкатил повозку во двор, окружённый двойной бамбуковой изгородью. (С. Фингарет.) 16) Человек, водивший меня по кривым, узким улицам, указывал перстом то на дом знаменитого медника, то на академию законников, то на базар, пропахший кожей и имбирём, то приводил меня туда, где продавались искусно сделанные светильники. (А. Ладинский.)

Задание:

Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному. Найдите и укажите придаточные времени и места; заключите в овал союзы; отметьте значком х указательные слова.