Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени, сравнительными
Мини-диктанты
№ 1
Настурция — растение из семейства капуциновых. Встречаются однолетние и многолетние формы. Как однолетник получила распространение настурция большая, компактная или стелющаяся. Цветки её своеобразной формы варьируются от жёлтых до коричнево-оранжевых бархатистых тонов со специфическим запахом. Растения настолько неприхотливы к освещённости, что культуру эту используют при оформлении внутренних дворов. Стелющиеся формы хорошо высаживать в высокие вазоны, так как растения, ниспадая, образуют каскад из декоративных листьев и цветков. Компактные формы можно использовать на клумбах или группами на газонах.
(Из сборника «Растения вокруг нашего дома»)
Задания:
1. Пронумеруйте предложения. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в четвёртом предложении. Определите стиль текста (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный).
2. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложные предложения, определите количество основ в них и вид этих сложных предложений. Определите виды придаточных в составе сложноподчинённых предложений.
3. Найдите односоставное неопределённо-личное предложение в составе сложного. Определите, прямой или обратный порядок слов в нём используется. Выпишите из предложения слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова.
4. Выпишите из текста слова, образованные сложением основ. Выполните морфемный анализ этих слов. Отметьте однокоренные слова.
5. Найдите в предпоследнем предложении причастие и имена прилагательные. Выпишите их вместе с главным словом и объясните написание окончаний. Определите вид и время причастия.
№ 2
Рассвет. Солнце расталкивает облака, рассыпает их по куполу, как будто добрый пастух разгоняет по лугу отару овец. Вскоре облака становятся прозрачными и рассеиваются поодиночке по всему небу, а между ними всё больше и больше расширяются голубые просветы. Иногда в один из таких просветов попадает луч, розовый, с синим отливом, который вдруг пересекает всё небо, а потом тает, уходит.
(По Г. Троепольскому)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложений. Отметьте сложные предложения, определите количество основ в них и вид этих сложных предложений. Определите виды придаточных в составе сложноподчинённых предложений. Союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как члены предложения.
2. Найдите в тексте простое односоставное предложение, определите его вид. Охарактеризуйте его с точки зрения наличия второстепенных членов.
3. Отметьте в тексте однородные сказуемые, определите их вид. Определите спряжение глаголов, объясните написание окончаний.
4. Выпишите из текста слова с приставками, оканчивающимися на 3 / С. Объясните написание приставок.
5. Отметьте в тексте сравнение. Чем оно выражено?
Диктант-предложение
Этот свежий осенний ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий.
(По М. Пришвину)
Задания:
1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите количество основ. Определите вид придаточного предложения.
2. Отметьте неоднородные определения. Выделите окончания, объясните их написание. Отметьте и объясните все орфограммы в словах.
3. Какое выразительное средство используется в главном предложении?
4. Замените слово болтают стилистически нейтральным синонимом.
5. Выпишите из предложения наречия, определите способ их образования.
Объяснительный диктант
1) Пир тянулся так, будто день никогда не кончится. (А. Н. Толстой.) 2) И такой покой на всём и тишина, что даже речная волна в плотине присмирела и дальше уже не бежит, а только чуть трепещет зелёной своей чешуёй... (С. Клычков.) 3) Я ненавижу войну так, как может её ненавидеть человек, любящий всё живое на земле. (3. Гердт.) 4) Высокая ель над омутом до того умершая, что даже длинные бороды лишайников почернели, сжались, попадали. (М. Пришвин.) 5) Скромные цветы покажут себя миру, заявят о себе и исчезнут, как будто их никогда не было. (В. Солоухин.) 6) Блюдца лилий и нити, идущие от них в глубину, так грациозны, что представляется, будто возникли они от удара пальцев по клавишам фортепьяно. (М. Пришвин.) 7) Пыльца цветущих растений так засыпала лесную речку, что в ней перестали отражаться береговые высокие деревья и облака. (М. Пришвин.) 8) Пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечные зайчики. (Ю. Олеша.) 9) Так тихо, что за ночь летающий осиновый пух осел на дороги, на заводи. (М. Пришвин.) 10) Даже в машине так густо пахло хвойным настоем, так овевало чистотой и покоем обширного леса, что сладко кружилась голова. (Ю. Грибов.) 11) Увидеть происходящее на крыше было так же невозможно, как увидеть собственные уши без зеркала. (Ю. Олеша.) 12) Городок расположен на плоской части горного кряжа так, что скалистые бездны окружают его со всех сторон. (М. Москвина.) 13) Хранится в сердце мужества запас, как раньше порох в крепости хранили, как провиант от сырости и гнили, как на морском судёнышке компас. (В. Солоухин.) 14) На улице неподвижно стояла стена дождя, такая плотная, что за несколько шагов ничего не было видно. (М. Москвина.) 15) Она вышивала так, как когда-то её учили в кружке «Умелые руки». 16) Режиссёр должен сочинить спектакль, как композитор сочиняет музыку. (Ю. Завадский.)
Задание:
Поставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
Определите вид придаточного.