Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Мини-диктанты

    № 1

Человек, который задумался о родном языке, чем-то похож на рыбу, которая пытается уяснить себе свойства воды. Как рыба не может жить вне воды, так человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык для личности человека примерно то же, чем является воздух для его тела, потому что на языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения. Если несвободное дыхание — угроза жизни, то несвободное владение языком — угроза личности.

(Из энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык»)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте. Выявите главную мысль текста. Озаглавьте текст в соответствии с главной мыслью.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Напишите, чем выражены подлежащие в первом предложении. Определите количество основ в сложных предложениях и вид этих сложных предложений. Определите виды придаточных в составе сложноподчинённых предложений.

3. Отметьте предложения с двумя придаточными, определите способ связи между ними: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Сделайте схемы этих предложений.

4. Найдите простое предложение в составе сложного, осложнённое однородными сказуемыми, отметьте их, определите тип сказуемых. Отметьте среди них слова с чередующимися гласными в корне, графически объясните написание.

5. Найдите в тексте сравнения.

    № 2

Наступила тревожная ночь накануне боя с тевтонцами. Каждому новгородцу было ясно, что та обманчивая тишина, которая притаилась сейчас вокруг, делала предстоящее словно ещё неизбежнее. Воинам не спалось. Июльские звёзды горели в тёмном высоком небе. Зеленоватые искры светлячков были такими яркими, что казались отражением звёзд. От земли исходила тёплая сырость, слегка пахло цветами. Временами где-то совсем близко тоскливо кричала выпь. Человек здесь казался лишним и ненужным, потому что лес жил своей особой жизнью, которая была наполнена загадочными ночными звуками: неожиданными звериными вскриками, пронзительным писком летучих мышей, грузной медвежьей поступью.

(По Б. Изюмскому)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в сложных предложениях и вид этих сложных предложений. Определите виды придаточных в составе сложноподчинённых предложений.

3. Отметьте предложения с двумя придаточными, определите способ связи между ними: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Сделайте схемы этих предложений.

4. Найдите и отметьте в тексте эпитеты. Выделите окончания слов, объясните написание.

5. Определите количество букв и звуков в словах ясно, ночь, жизнью, неожиданными. Отметьте среди них слова, в которых все согласные звуки звонкие.

Диктант-предложение

Там, где жаворонок, лучший поэт,

сочинил на голубом полотне

свой простой, неуловимый куплет

и исчез в вышине,

там, где в просеках толпятся цветы,

молодых стрекоз отправив в полёт,

далеко, где лес и травы густы,

моя юность живёт.

      (Л. Дольский)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Определите количество основ. Определите вид придаточных предложений.

2. Определите способ связи между придаточными предложениями: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Сделайте схему этого предложения.

3. Найдите и отметьте в тексте обособленное приложение. Определите способ связи между словами в этом приложении.

4. Выпишите из текста деепричастие, определите вид. Выполните словообразовательный и морфемный анализ слова. Определите количество звуков и букв.

5. Как называется выразительное средство толпятся цветы?

Объяснительный диктант

1) У всех, кто прошёл войну и терял своих лучших товарищей, есть острое ощущение того, что жить надо достойно (3. Гердт.) 2) В Техасе, у лазурного залива, где сходятся пути на Гальвестон, есть чудный сад, в котором всем на диво старинный дом цветами окружён. (А. Суханов.) 3) Ручей до того зарос непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды. (М. Пришвин.) 4) Бунин писал о Чехове, что Антон Павлович был со всеми одинаков, какого бы ранга человек ни был. 5) Самолёт вроде бы и не двигался над вечереющей тайгой, хотя слышно было, как дребезжат боковые стёкла от всяких встречных и поперечных ветров. (В. Шугаев.) 6) Антон Павлович Чехов утверждал, что пейзаж невозможно писать без восторга, пытался доказать, что это чуть ли не привилегия людей душевно молодых. (В. Романенко.) 7) У Вани был счастливый, сияющий вид, когда после головомойки, как он это назвал, устроенной ему отцом на кухне, он сидел за самоваром, который ему поставила мачеха, и допивал восьмой стакан чаю. (С. Сергеев-Ценский.) 8) Когда прозвучала прелюдия, мы открыли дверь из прихожей в кухню и тут же как будто оказались в начале девятнадцатого века, в атмосфере спокойного уюта, который всегда царил в семье Шопенов. (С. Могилевская.) 9) Перед отъездом за границу слышал художник Лосенко о том, что императрица жалуется на своё здоровье, но что весёлая жизнь в императорском дворце не замирает. (К. Куликова.) 10) Трудно даже передать то глубокое эстетическое чувство, то волнение, которое охватывает человека, когда он перелистывает древнерусскую рукописную книгу. (Н. Розанова.) 11) Среди большого города, в саду, где гнёзда птиц похожи на корзины, где ивы отражаются в пруду, зеркальной гладью лебеди скользили. (М. Лисянский.) 12) Куда ж сокрылись вы, дни молодости милой, когда кипела жизнь неукротимой силой, когда печаль и грусть скользили, словно тень, по сердцу юному, и тягостная лень ещё не гнездилась в душе моей унылой, и новым красным днём сменялся красный день? (Л. Мей.) 13) Ты напиши мне, напиши мне, не поленись и напиши, какие новые вершины тебе видны среди вершин, и что поделывают зори, твой синий путь переходя, и как Домбай стоит в дозоре, подставив грудь косым дождям... (Ю. Визбор.) 14) Когда мы выехали за пределы города, то увидели, что по обеим сторонам дороги на много километров тянутся тускло освещённые лавки, которые торговали всем, что только мог пожелать человек: сладостями, овощами, хлебом, шерстью, шёлком, обувью... (М. Москвина.) 15) Мы ехали сквозь густые леса, где, по словам местных жителей, можно встретить страшную гамадриаду — огромную кобру, которая питается змеями. (М. Москвина.) 16) Поплыву я по морю, жизнь свою вспоминая, вспоминая свой город, где остались друзья, где все улицы в море, словно реки, впадают, и дома, как баркасы, на приколе стоят. (Ю. Визбор.) 17) Когда Лёня сто раз пожалел, что поддался на мои уговоры насчёт путешествия в Индию, за нами наконец-то приехал долгожданный микроавтобус. (М. Москвина.) 18) Когда мы поднялись на вершину горы, у меня вдруг возникло такое чувство, будто бы я осталась единственным человеком на Земле, полностью одиноким, бездомным, безымянным, вне времени, вне опоры. (М. Москвина.) 19) Какое удовольствие проснуться солнечным утром и знать, что у тебя впереди восхитительный день, который ты проведёшь в обществе своих друзей. (В. Фёдоров.)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды придаточных предложений.

2. Определите способ связи между придаточными предложениями: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение.

3. Сделайте схемы предложений 4, 6, 8, 11.