Диктанты по русскому языку 9 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - О. И. Глазунова 2014

Основные группы сложноподчинённых предложений
Повторение

Мини-диктанты

    № 1

Встреча с книгами Соловецкого монастыря, надо сказать, была необычной. В один храм, куда вход наглухо забили досками и завалили, мы проползали через узкую щель. Купол храма был разрушен. Перед нами лежали книжные сугробы. Мы, мальчишки, ворошили, доставали книги, листали, смотрели рисунки, искренне удивлялись, не понимая их истинной ценности. Часто я думаю о том, почему мы тогда не попытались сохранить их.

Хотя старинные книги не только производят на нас огромное впечатление, но и воздействуют на наше сознание, тогда они нас просто удивили. Гораздо позже я понял, что неведение — это тоже зло, потому что от него другое, привычное зло рождается в изобилии.

(По В. Пикулю)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в пятом предложении первого абзаца (первый вариант); в последнем предложении текста (второй вариант).

2. Найдите сложноподчинённые предложения, определите вид придаточных. В предложении с двумя придаточными определите способ связи между ними: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Сделайте схему последнего предложения текста.

3. Найдите простое предложение, осложнённое обособленным нераспространённым приложением, однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством.

4. Отметьте в тексте метафоры.

5. Найдите в последнем предложении слово, в котором все согласные мягкие. Определите, сколько в нём букв и звуков.

    № 2

Русский лубок, или народные картинки, — создание безымянных народных промыслов. Картинки эти имели с давних пор широкое распространение в крестьянском быту, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора и почтовой станции.

Не существует определённого единого мнения по поводу того, почему картинки называются лубочными, хотя существует три достаточно убедительных объяснения. Во-первых, их вырезали и печатали с липовых досок, а липа в иных местах называлась лубом. Во-вторых, их разносили коробейники (так называли тогда торговцев, продававших товар в деревнях) в своих лубяных коробах. Наконец, московское предание гласит, что название картинок пошло от улицы Лубянки, где они тогда печатались.

(По Н. Кузьмину)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение), который используется в данном тексте. Озаглавьте текст. При помощи какого словосочетания связаны по смыслу второе предложение с первым? Определите способ связи между словами в этом словосочетании.

2. Определите количество основ в сложных предложениях и вид этих сложных предложений. Определите виды придаточных в составе сложноподчинённого предложения. Отметьте предложения с двумя придаточными, определите способ связи между ними: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Сделайте схемы этих предложений.

3. Напишите, чем осложнено каждое простое предложение. Выполните синтаксический разбор первого простого предложения, объясните знаки препинания.

4. Замените словосочетания крестьянский быт, московское предание, построенные на основе согласования, на синонимичные словосочетания, построенные на основе управления. Объясните написание приставки в слове предание.

5. Выпишите из текста слово, в котором после приставки, оканчивающейся на согласный, первая буква корня И заменяется на Ы.

Диктант-предложение

Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, а в ясном, прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины, как будто зовут полюбоваться собой.

(По А. Яшину)

Задания:

1. Подчеркните грамматические основы предложения. Пронумеруйте части предложения. Отметьте главное и придаточные предложения. Сделайте схему. Определите вид придаточных и способ связи между 2, 3, 4, 5 и 6-й частями предложения: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение. Отметьте в сложном предложении простое неполное предложение (первый вариант); простое односоставное предложение (второй вариант).

2. Найдите в предложении однородные определения. Есть ли среди них эпитеты? Выделите в определениях окончания, объясните их написание. Отметьте среди них имена прилагательные, определите разряд. Отметьте причастие, определите вид и время. Объясните написание суффикса причастия.

3. Выпишите из текста фразеологизм, замените его одним словом. Определите его синтаксическую роль.

4. Подберите антонимы к словам похолодает, мокрый (первый вариант), молодой, светла (второй вариант).

Объяснительные диктанты

    № 1

1) Я счастлив, что разделил судьбу своего поколения, своего Отечества. (3. Гердт.) 2) Арабы рассказывали Ковалевскому, как бурно оживает пустыня после дождя. (Г. Кублицкий.) 3) Творчество писателя Булгакова столь тесно сплетено с этапами его судьбы, что биография автора может служить лучшим комментарием к его прозе. (В. Лакшин.) 4) Алфавит — это не просто некая последовательность букв, а своеобразная таблица Менделеева, где у каждого элемента свой скрытый смысл. (Н. Саблина.) 5) Всё великое и гениальное, что было создано человеком, было создано из созерцающего и поющего сердца. (И. Ильин.) 6) Гляжу на единственное во всей пойме деревцо — вяз перед моим окном, вижу, как присаживаются на него перелётные птички: зяблики, щеглы. (М. Пришвин.) 1) Читая стихи Рубцова и вникая в обстоятельства, сопутствовавшие написанию того или иного стихотворения, мы вдруг осознаём, что не только в самом авторе, а и вокруг него присутствует некая тайна. (В. Миловатский.) 8) Вдруг на безлюдном перевале, куда, казалось, до нас никогда не ступала нога человека, раздался незнакомый голос. (М. Москвина.) 9) Желтопузик (так называется крупная ящерица) ест достаточно долго, так как не заглатывает пищу целиком, как змеи, а поедает кусочек за кусочком. (Л. Орлова.) 10) Хотя и сияло в небе слепящее глаза солнце, мостовые были подёрнуты инеем. (В. Мальков.) 11) Дожди в Аравийской пустыне бывают так редко, что и говорить о них нечего. (М. Гумилевская.) 12) Взрослым гостям ёлка доставляла такое же удовольствие, как и детям, хотя они не получали от мамы традиционных рождественских подарков в виде игрушек и сладостей. (Б. Пуришев.) 13) Выходя из дому, доктор Гаспар обматывал шею толстым шарфом, надевал очки против пыли, брал трость, чтобы не споткнуться, и вообще собирался на прогулку с большими предосторожностями. (Ю. Олеша.) 14) Если не было сильного ветра, я спускался к озеру и уплывал на лодке. (А. Варламов.)

Задание:

Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды придаточных.

    № 2

1) Лев встал, полузакрыл глаза и смотрел на пустыню, где царили его предки, где царил он, где будут царить его потомки во веки веков. (В. Дорошевич.) 2) Когда мы вошли в музей Шопена и стали переходить из комнаты в комнату, из столовой в гостиную, из гостиной в покои хозяина и хозяйки, мне почему-то стало казаться, что за окнами вовсе не тёплый осенний день, а студёная зима с сугробами снега. (С. Могилевская.) 3) Я смотрю, как горит крест собора над старыми вязами, как река предо мною беззвучно бежит, загораясь под солнцем алмазами. (С. Надсон.) 4) Дом, где мы гостили, располагается на вершине лесистой горы, откуда видно море настолько неправдоподобного синего цвета, как будто такого и не бывает в природе. (О. Николаева.) 5) На спокойной воде круглой гавани, куда спускалась лестница из розового гранита, отражались прибрежные здания и колонны, корабли и гигантский мост, соединяющий одним сплошным белоколонным портиком берег с островом, на котором так же, как всегда, дымил маяк. (А. Ладинский.) 6) Узнав, что мы собираемся в горы, скучающий швейцар нашего отеля начал нам рассказывать случаи из жизни смельчаков, которые в один прекрасный день тоже, как и мы с Лёней, отправились в Гималаи. (М. Москвина.) 7) Мальчику казалось, будто эту мелодию создал он сам, хотя он хорошо знал, что слушал её вчера вечером и что создал это прекрасное сочетание звуков не он, а кто-то другой, неведомый ему. (С. Могилевская.) 8) Мы с Лёней, конечно, отдавали себе отчёт в том, что судьба занесла нас в предгорья высочайших на этой планете гор, которые пятьдесят, а может быть, даже семьдесят миллионов лет назад образовались в результате столкновения Индийского субконтинента с Азией. (М. Москвина.) 9) Мне приходило на ум во время прогулки, что этот тысячелетний город, удачно расположенный на морском побережье, существовал уже в те незапамятные дни, когда на земле горела Троя. (А. Ладинский.) 10) Ослики так нагружены, что из-под громадных тюков видны только семенящие ножки с копытцами, как будто они принадлежат не живым существам, а вот этим тюкам. (М. Гумилевская.) 11) Стихи Ломоносова будут жить долго, потому что они прекрасны, потому что они современны и будут современны ещё. не одному поколению пишущих и читающих. (И. Тарасевич.) 12) Пушистый ковёр из брусники, черники и багульника казался морем, в котором то здесь, то там поднимались стволы сосен, как будто всплывали мачты затонувших кораблей. (В. Фёдоров.) 13) Через сотню шагов я заметил, что на старом, полуистлевшем пне сидит человек, на коленях у которого лежит ружьё. (В. Дементьев.) 14) Увидев эту прекрасную поляну, я сразу понял, что нашёл наконец настоящее волшебное место и что именно здесь будут происходить удивительные события. (В. Фёдоров.)

Задание:

Подчеркните грамматические основы предложений. Определите количество основ в каждом предложении. Определите виды придаточных. Определите способ связи между придаточными: последовательное подчинение, однородное или неоднородное (параллельное) соподчинение.

№ 3

1) То была прекрасная Таврида, сказочная страна, где не бывает зимы, где воздух, наполненный морской влагой и ароматом трав, лёгок и целебен, где зреет чудесный виноград и благоухают розы. (Из сборника «Легенды Крыма».) 2) Известно, что фазаны чрезвычайно трусливы, что если они видят какую-то опасность, то от страха не могут даже сдвинуться с места. (Л. Орлова.) 3) И тут Алиса увидела, что кусты расступились и за ними обнаружилась самая обыкновенная раздвижная дверь, на которой было написано: «Запасной выход». (Кир Булычёв.) 4) Короли понимали, что, как ни дерзок план Колумба, его необходимо было пригласить к себе, в свой лагерь. (М. Гумилевская.) 5) Без мысли и ленив, смотрю я, как с полей станицы тянутся гусей и журавлей и утки дикие ныряют в воду с шумом... (А. Майков.) 6) Алиса решила, что она незаметно заснула и голос ей снится. (Кир Булычёв.) 7) Петровские линии, самая чистая улица Москвы, единственная тогда покрытая асфальтом, напомнила мне легенду о Вавилонском столпотворении в момент, когда после смешения языков строители разбежались и нахлынувшие аборигены начали разбирать леса и сбрасывать нагромождённые одна на другую каменные глыбы. (В. Гиляровский.) 8) Я понял, что фильм студентам понравился, потому что когда между сериями объявили перерыв, то никто не захотел уходить. (А. Варламов.) 9) Когда дневная жара пошла на убыль и листья в саду зашелестели от лёгкого ветерка, привратник распахнул резные ворота. (С. Фингарет.) 10) Когда, казалось, тьма стала абсолютной и ничего нельзя было рассмотреть, я остановился. (В. Дементьев.) 11) Ландыш живёт и размножается под землей, так что, если вы увидите стайку ландышей в лесу, нужно иметь в виду, что вы видите одно-единственное растение. (В. Солоухин.) 12) Я совершил одинокую прогудку по аллеям, где стволы старинных вязов были покрыты зелёной тиной и ветви образовывали сплошной покров над головой. (В. Дементьев.) 13) Думалось Дионисию, что если пойдёт он давно никем не хоженным просёлком, то выйдет к высокой- превысокой горе. (В. Дементьев.) 14) Я почувствовал, что лодка пошла легче, поднёс к воде несколько спичек и при их мечущемся коротком свете увидел, что вода зашевелилась и травы стали клониться вперёд. (А. Варламов.) 15) Папа сказал, что если я хочу научиться играть в шахматы хорошо, то мне следует почитать учебник шахматной игры. (В. Носов.) 16) Карта, составленная Ковалевским во время путешествия в Африку, романтична почти так же, как та, что прилагается к «Острову сокровищ» Стивенсона. (Г. Кублицкий.) 17) Про этого человека говорили, что если он захочет, то может остановить время. (М. Сергеев.) 18) Одна древнеегипетская максима гласит, что если каждый день будешь идти, делать шаги, то в конце концов окажешься там, куда стремишься попасть. (А. Старов.)

Задание:

Подчеркните грамматические основы предложений. Объясните постановку знаков препинания.

Диктант-загадка

Откуда пошёл этот фразеологизм?

Представьте себе звонкое морозное утро и накрытый белой, как снег в поле, скатертью стол с расставленной на нём деревянной посудой. Она сияет и кажется тёплой, отчего и кажется, что распускаются на ней цветы, шелестят травы и зреют ягоды, а ты смотришь на них и вспоминаешь синюю весну и жаркое лето. Да, сейчас деревянная посуда: чашки и плошки, миски и ложки — изготавливается не столько для употребления, сколько в память о замечательном народном промысле, для украшения нашего быта.

Издавна на Руси люди с уважением относились к щепных дел мастерам, потому что знали: для изготовления простой деревянной посуды особый талант требуется. Сами же мастера тягостным это занятие не считали, потому что нравилось им своим трудом другим радость приносить.

Начиналась работа с заготовки берёзовых чурок. Для этого отправлялся мастер по серебряной от росы траве за околицу села в берёзовую рощу, где весь год было светло, а всю весну и в начале лета звенели зяблики, малиновки, дрозды и соловьи. Там он и находил заранее облюбованную берёзку. «Берёза, — говорил мастер, дерево удивительное: и весёлое, и плакучее, и для всякого случая. И хоть нет на ней шишек для белки, зато спрятаны сорок поделок: и чашки и плошки, и миски и ложки!» Выбранное берёзовое полено разбивали на мелкие чурочки, с которых острым, как бритва, ножом снималось всё ненужное: сучки, неровности всякие.

В каком фразеологизме отражён смысл этого старинного ремесла? В каком значении он употребляется сейчас?

(По И. Мазнину)

Подсказка: состоит из двух слов. Первое слово — это глагол в неопределённой форме, всего 4 буквы; его корень такой же, как в слове разбивали + суффикс инфинитива. Второе слово использовали в народе как синоним слова чурки — короткие обрубки дерева.

Ответ: бить баклуши.

Контрольные диктанты

    № 1

Названия древних русских городов происходят от имён тех, кто их основал. Город Владимир назван в честь Владимира Мономаха, русского князя, Ярославль — в честь другого знаменитого князя, Ярослава Мудрого. Но всё же названия большей части городов произошли от названий рек, на которых они были построены. Например, Москва так называется потому, что она стоит на реке Москве.

Названия городам давали также профессий их жителей. Некоторые города, даже маленькие, в старину славились каким-нибудь промыслом или ремеслом. Например, в городе Бронницы в Подмосковье жили оружейники, которые делали броню. В Мытищах, другом подмосковном городке, проходил сбор мыта — пошлины. Названия улиц в древних русских городах в большинстве своём тоже происходили от занятий их обитателей. Так появились Мясницкая, Гончарная, Кожевническая улицы. Хотя прошли столетия, эти названия сохранились и в современных городах.

Ремесленники кормили и одевали горожан. Это были блинники, булочники, ремесленники «по костюму», которые шили одежду. Кожевники обрабатывали кожу и делали из неё обувь, плотники строили дома и изготовляли изделия из дерева, а кузнецы и литейщики владели секретами ковки и отлива металлических изделий. Ремесленники гордились своими умениями. Недаром говорили, что ремесленников много, а мастеров мало.

176 слов

(По М. Коротковой)

Задания:

1. Определите тему текста. Озаглавьте его в соответствии с темой.

2. Найдите сложноподчинённые предложения. Определите в них количество основ. Определите вид придаточных предложений, отметьте в них союзы и союзные слова. Найдите в последнем абзаце сложное предложение с двумя придаточными, определите способ связи между ними и сделайте схему предложения.

3. Отметьте в предложении первого абзаца обособленные приложения, подчеркните их как члены предложения.

4. Выпишите из третьего абзаца имена существительные — названия профессий. Сделайте морфемный анализ слов. Подчеркните орфограммы, объясните написание.

5. Подберите синонимы к словам древний, основал (первый вариант), изготовляли, столетия (второй вариант).

    № 2

Картина рассвирепевшей стихии была страшная.

По небу, где едва-едва пробивались на свинцовом фоне голубые кусочки, низко неслись чёрные клочковатые облака, которые покрывали почти весь небосклон. Хотя было утро, кругом стоял полусвет, точно наступили сумерки. Море, казалось, кипело. Громадные волны бешено и яростно нагоняли одна другую, сталкивались и рассыпались в своих верхушках так, как будто это была не вода, а алмазная пыль. Страшный рёв бушующего моря сливался с неистовым рёвом ветра. Встречая в бесстрашном корабле непреодолимое препятствие, он то сердито выл, то проносился с каким-то жалобным стоном в мачтах, в люках и дулах орудий и сердито трепал бесчисленные снасти.

Словно обезумевший, рассвирепевший зверь, бросался он на маленькое судно, как будто грозил его уничтожить со всеми его обитателями. Корабль, встретивший грудью врага, то и дело вздрагивал на своих канатах. Казалось, что он вот-вот сорвётся с натянувшихся, гудевших цепей. Его дёргало всё больше и больше, и он, бедный, точно от боли, отчаянно скрипел и стремительно качался, резко уходя в воду и отряхиваясь при подъёме от воды, словно гигантская змея.

155 слов

(По К. Станюковичу)

Задания:

1. Определите тип речи (повествование, описание, рассуждение) и стиль текста (научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественный). Озаглавьте текст.

2. Найдите сложные предложения. Подчеркните их грамматические основы. Определите количество основ в сложных предложениях и вид этих предложений.

3. Определите виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. Определите способ связи между придаточными во втором предложении (первый вариант) и в третьем предложении (второй вариант). Сделайте схемы этих предложений (по вариантам).

4. Найдите во втором абзаце предложение, которое осложнено однородными сказуемыми, однородными обстоятельствами и обособленным обстоятельством. Отметьте в предложении слова, написание приставки в которых зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

5. Отметьте сравнения в предложениях последнего абзаца. Напишите, чем они выражены.