Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Повторение функции букв е, ю. Обучение самоконтролю на основании сопоставления собственных ответов с приведёнными в учебнике
Задачи урока: анализировать различные речевые формы запретов; повторить функции букв е, ю; учить самоконтролю на основании сопоставления собственных ответов с приведёнными в учебнике; закрепить умение задавать вопросы к словам; отработать порядок действий при списывании.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за различными формами речевого выражения запретов; предлагает определить ситуации, в которых возможно употребление тех или иных форм запретов. Выполняется фронтально. Приведённые в упражнении предложения, выражающие запреты, читают ученики. При выполнении данного упражнения важно обратить внимание учеников на различие ситуаций, в которых может прозвучать запрет. Важно, чтобы ученики поняли, что, например, в ситуации, когда кто-то пытается взять конфету из вазы, запрет Быстро убери руки! звучит грубо и нарушает нормы речевого поведения, но тот же запрет в критической ситуации (желание прикоснуться к оголённому электрическому проводу, погладить незнакомую собаку и т. п.) допустим, так как предостерегает от опасности. В то же время ученики должны выявить вежливые запреты: Будьте добры, не подходите близко к клетке! Я очень прошу тебя так не делать — и стремиться использовать их в своей речи.
Упражнение 1 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся с опорой на памятку (урок 1, рубрика «Обрати внимание»).
Упражнение 2 (язык; трудное) — повторение звукового анализа, обучение действию самоконтроля на основе сравнения собственного ответа с приведёнными в учебнике. Несмотря на значок «гиря» (трудное), рекомендуется для выполнения во всех классах, однако форму проведения определяет учитель: сильные ученики могут выполнить упражнение самостоятельно, остальные — фронтально. Необходимо проанализировать само задание, так как его условие формулируется через отрицание с использованием частицы не («не обозначают мягкости предшествующего согласного»), что всегда затрудняет восприятие. Сопоставляя свои ответы с приведёнными в учебнике, ученики должны прийти к выводу, что правильно справилась с заданием только Оля, так как Серёжа не указал слово целый, в котором буква е не обозначает мягкости предшествующего согласного (звук [ц] — непарный твёрдый).
Упражнение 3 (язык) — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предшествующих уроков.
Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 50, 51)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первой строчке также прописываются буквосочетания, в которых встречается отрабатываемый образец: ех, еж, ез, при этом не требуется написание этих буквосочетаний за одно движение.
Упражнение 3 — наблюдение за группами родственных слов, закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Выполняется письменно, фронтально. Возможны два пути выполнения: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого, или работать с группами родственных слов, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. На данном этапе предпочтительнее организовать работу по группам родственных слов. Результат выполнения:
Во время проверки учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что общая часть в словах крикливый, кричать различается последней буквой (чередование в корне — -крик-/-крич-). В слове ночь после ч (на конце слова) пишется мягкий знак, а в слове ночной — нет. С правописанием сочетаний чк, чн дети познакомились на уроке 43, а с правописанием таких слов, как ночь, дочь и др., познакомятся во 2 классе.
Дополнительные вопросы
1. Что объединяет слова в столбиках? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
2. Что объединяет слова в строчках? (Это родственные слова.)
Упражнение 4 — повторение правила написания заглавной буквы. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Для предупреждения возможной ошибки учитель обращает внимание на слово вылепила и просит назвать возможные варианты заполнения пропуска. Слабых учеников надо попросить провести линии от слов к нужным строчкам и поднять руку после завершения работы. Вписывать слова учитель разрешает только после проверки: такая форма организации работы поможет избежать ошибок.
Упражнение 5 — отработка написания словарных слов в процессе работы с кроссвордом. Выполняется письменно, в парах. Ответы: 1. Картина. 2. Медведь. 3. Москва. 4. Ребята. 5. Город. 6. Спасибо. 7. Деревня. При проверке нужно проследить, чтобы слово Москва было написано с заглавной буквы.
Упражнение 6 — отработка умения делить слова на слоги, закрепление правил переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. В ходе проверки учитель предлагает назвать слова, которые нельзя переносить (очень, один); назвать слова, в которых деление на слоги не совпадает с делением для переноса (арена, обезьяна). Учащимся следует аргументировать свои ответы.
Упражнение 7 — отработка умения выбрать подходящее слово речевого этикета. Начинается с фронтального обсуждения, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова.
Дополнительный вопрос. Какие ещё вежливые слова вы знаете?
Упражнение 8 — отработка действия списывания. Выполняется письменно, самостоятельно. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов: (на) арену, цирк, костюмы, канаты, оркестр. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса.
Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в написании слов воздушные, гимнасты, серебристые, засветились, заискрились, уцепились, подниматься, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места, разделить слова на слоги, прочитать ещё раз и при списывании обратить на них особое внимание.
Ваш комментарий к уроку