Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Моделирование речевой ситуации рассказа о летнем отдыхе. Продолжение наблюдения за словами, имеющими сходное значение (синонимами), и за интонацией в тексте
Задачи урока: моделировать речевую ситуацию рассказа о летнем отдыхе; продолжить наблюдать за словами, имеющими сходное значение (синонимами), и за интонацией в тексте; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места и порядок действий при списывании; повторить звуковой анализ.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации рассказа о том, где ученики обычно отдыхают. Выполняется фронтально. Предлагая ответить на вопрос упражнения, следует помнить, что не все ученики способны выстроить связный рассказ, поэтому первым из отвечающих следует помочь, предлагая ответить на дополнительные вопросы: «Где ты обычно проводил(а) лето? Куда ездил(а)? Что ты там обычно делаешь, куда ходишь, с кем и во что играешь? Что интересного ты увидел(а) во время отдыха? А если ты отдыхаешь дома, никуда не уезжаешь, чем ты обычно занимаешься? Куда ходишь?» и т. п. Если уровень подготовленности учащихся достаточно высокий, можно заранее записать эти вопросы на доске или вывести на экран через проектор, чтобы ученики могли опереться на эти вопросы, составляя собственные рассказы.
Упражнение 2 (язык; работа в парах) — продолжение наблюдения за интонацией при чтении текста, формирование умения выбирать знаки препинания конца предложения в зависимости от интонации, отработка порядка действий при списывании. Рекомендуется для выполнения в классах, где ученики испытывают трудности в изучении и усвоении русского языка (русский язык неродной). В этом случае учитель должен прочитать текст с различной интонацией и обсудить с учениками, в каком случае они поставят точку, а в каком — восклицательный знак.
Упражнение 3 (язык) — продолжение наблюдения за словами, имеющими сходное значение (термин «синонимы» не употребляется). Выполняется фронтально. Рекомендуется выписать на доске выделенные слова из упр. 2 и продолжить ряды слов:
отличная — ... огромного — ...
Не следует предлагать ученикам назвать различия между словами в синонимических рядах, так как в некоторых случаях разница в значении очень невелика и не может быть объяснена учениками младшего школьного возраста; различие в стилистической окраске слов первоклассники тоже не могут объяснить.
Упражнение 4 (язык) — отработка порядка действий при обнаружении «ошибкоопасного» места и порядка действий при списывании. Выполняется фронтально с комментариями учителя. Слова с пропусками необходимо выписать на доске и проанализировать аналогично тому, как это делалось на предыдущих уроках, при необходимости объясняя значение слов, например: кодовый (замок) — «такой, который открывается при введении определённых цифр или букв». Очень важно, чтобы ученики нашли слово, которое не пригодилось для проверки (котик), и вспомнили, что при подборе проверочных слов необходимо учитывать значение слова. Если темп работы учащихся высокий, можно предложить списать текст, при невысоком темпе работы ученики списывают с доски:
Упражнение 5 (язык; если осталось время) — повторение звукового анализа. Предлагается для выполнения ученикам, которые испытывают затруднения при работе со звуковыми моделями или при выделении и характеристике звуков.
Работа в тетради «Русский язык» (№ 2, уроки 52-54)
Упражнение 1 аналогично упр. 1 в уроке 1.
Упражнение 2 — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основную трудность при работе на первых двух строчках представляет написание петли в букве ц. Перед началом работы важно ещё раз продемонстрировать на доске написание буквы ц и возможные ошибки.
В зависимости от уровня класса учитель решает, какое задание он предложит первым. В классе с хорошим уровнем графического навыка целесообразно предложить учащимся сначала прописать в рабочих тетрадях строчную букву ц за одно движение, а потом попробовать написать за одно движение отрабатываемые буквосочетания. В классе с большим количеством детей, испытывающих трудности в формировании графического навыка, не стоит форсировать события и предлагать писать букву ц за одно движение. В таком классе учитель сразу предлагает работать в тетрадях на печатной основе, но при этом буквосочетания на первой и второй строчке пишутся за два движения: пауза делается перед написанием петли, за второе движение прописывается петля и последующая буква.
Упражнение 3 — закрепление написания словарных слов. Проводится в два этапа: сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы, при этом учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово. Работая со словами Москва и Россия, учащиеся обязательно должны объяснить, почему эти слова написаны с заглавной буквы. На втором этапе учащиеся самостоятельно работают с предложениями. Такой вариант организации работы с заданием возможен в классе с хорошим уровнем усвоения материала. В слабом классе работу лучше организовать максимально развёрнуто, с орфографическим проговариванием слов. После проговаривания буква называется и вписывается. Перед записью слов в предложения учащиеся также проговаривают их орфографически.
Упражнение 4 — отработка умения соотносить звуковую модель, слогоударную схему, транскрипцию и буквенную запись слова. Поскольку упражнение относится к трудным, его можно не выполнять со всем классом, а во время дифференцированной работы предложить сильным учащимся.
Вариант выполнения. Фронтальное выполнение с подробным комментированием. В процессе выполнения этого задания учитель на доске, а ученики в тетради заполняют пропуски в таблице. При работе с первой строкой вначале составляется звуковая схема слова угол, затем — слогоударная схема, затем записывается транскрипция. Следует напомнить, что ударение необходимо ставить и в модели слова, и в слогоударной схеме, и в транскрипции. Далее анализируется вторая строка таблицы. Учащиеся читают транскрипцию слова уголь, определяют, что необходимо составить звуковую модель этого слова и сделать буквенную запись. Учащиеся читают слово и убеждаются, что приведённая слогоударная схема соответствует слову уголь. Аналогично проводится работа со словами дочка и друзья.
Возможная трудность. Перед записью слова дочка нужно вспомнить правило написания сочетаний чк, чн.
Дополнительные вопросы и задания
1. В каком из этих слов все согласные звуки твёрдые? (Угол.)
2. В каких словах ударным является первый гласный звук?
3. В чём различие моделей слов угол — уголь, точка — дочка?
4. Найти слово, которое отличается от остальных местом ударения. (Друзья.)
5. Подобрать несколько слов, у которых такая же звуковая модель, как у слова друзья.
6. Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в словах друзья и уголь?
Результат выполнения:
Упражнение 5 — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн. Выполняется письменно в парах. Можно предложить учащимся в парах договориться, кому из них писать слова первого и второго столбиков, а кому — второго и третьего столбиков.
Слова распределяются следующим образом:
Дополнительное задание. Придумать с несколькими словами предложения, самые интересные записать под диктовку учителя.
Упражнение 6 по целям сходно с предыдущим упражнением. Выполняется письменно, самостоятельно; учащиеся работают каждый в своём темпе. Можно посоветовать учащимся перед записью провести карандашом линии от слов к нужным строчкам.
Упражнение 7 — закрепление правила переноса, отработка умения обнаруживать слова, которые нельзя переносить. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Должны быть выписаны слова: язык, окунь, улей, дождь, ёжик, взгляд. В ходе проверки учитель задаёт вопросы: «Все ли из выписанных слов состоят из одного слога? Почему слова, которые состоят из двух слогов, тоже нельзя переносить?» Целесообразно предложить учащимся назвать и записать ещё несколько слов, которые нельзя переносить.
Дополнительное задание. Записать оставшиеся слова, разделив их для переноса; если возможны два варианта переноса, записать оба. Запись: лет-ние, вре-мя, яр-кий, ле-то, вес-на (ве-сна), кни-га, кар-тин-ка, чер-ни-ка, ту-рис-ты (ту-ри-сты), бе-рё-за.
Упражнение 8 — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений уже неоднократно встречался учащимся, тем не менее необходимо ещё раз проговорить последовательность действий при его выполнении. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Данный текст отличается от аналогичных объёмом (восемь предложений). В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. При делении текста на предложения учащиеся обнаружат, что не во всех случаях необходимо вносить изменения, так как три предложения в тексте начинаются с имён собственных.
Возможная трудность. До начала списывания следует попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места в словах скоро, разъедутся, поедет, проведёт, пролетит. Слова кончится, отдыхать, с родителями, в сентябре поделить на слоги и при списывании обратить на них особое внимание. При проверке текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений.
Упражнение 9 — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно.
Упражнение 10 — наблюдение за обозначением на письме безударных гласных в корне и парных по звонкости-глухости согласных на конце слова, повторение особенностей их проверки. Выполняется письменно, в парах с последующим обсуждением результатов работы.
Вариант выполнения. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся находят слова с ошибками, объясняют их написание), продолжается как самостоятельное (учащиеся исправляют ошибки и записывают предложения правильно). Учитель выносит материал упражнения на доску, в процессе обсуждения делает необходимые исправления. Вопросы для обсуждения: «Какие ошибки были допущены и почему? Какие слова могут быть проверочными?» Учитель обращает внимание учащихся на то, что при подборе проверочного слова необходимо учитывать значение проверяемого слова.
Вариант записи на доске:
Ваш комментарий к уроку