Русский язык 1 класс - Комментарии к урокам - С. В. Иванов 2015
Комментарии к урокам
Повторение работы с объявлениями. Продолжение наблюдения за устойчивыми сочетаниями слов и словами, сходными по звучанию
Задачи урока: повторить работу с объявлениями; продолжить наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов и словами, сходными по звучанию; отработать порядок действий при обнаружении «опасного» места и порядок действий при списывании; повторить приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами; повторить звуковой анализ.
Работа по учебнику
Упражнение 1 (речь) — моделирование речевой ситуации составления объявления. Выполняется фронтально. Выполняется аналогично упр. 2 из урока 17, упр. 1 и 2 из урока 26, упр. 2 из урока 30.
Упражнение 2 (язык) — продолжение знакомства с устойчивыми сочетаниями слов. Выполняется фронтально. Текст читает учитель. Ученики могут вспомнить устойчивые сочетания, которые разбирались на предыдущих уроках: солнечный зайчик, волчий аппетит, кот наплакал, не разлить водой, как снег на голову, ни свет ни заря, оглянуться не успеешь.
Упражнение 3 (язык) — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных может не проводиться. См. комментарии к упр. 4 из урока 52.
Упражнение 4 (язык) — повторение использования приёма развёрнутого толкования. Выполняется фронтально. Рекомендуется записать на доске: голубика — голубая, черника — чёрная, костяника — костяная. Возможно, ученики зададут вопрос о названиях других ягод, например, земляники, клубники, брусники, ежевики. Слово земляника образовано от прилагательного земляной («земляная ягода, стелется по земле»), а слова клубника, брусника, ежевика не могут быть объяснены через значение других слов (в современном русском языке эти слова непроизводные).
Упражнение 5 (язык) — продолжение наблюдения за словами, сходными по звучанию (термин «омонимы» не употребляется). Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Следует обратить внимание не только на совпадение звучания имени мальчика Серёжка и названия соцветия растений — берёзовая серёжка, ольховая серёжка, но и на то, что такое совпадение звучания слов используется для создания юмористического текста.
Упражнение 6 (язык) — повторение звукового анализа. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Звук [ш] в тексте из упр. 5 встречается четыре раза: в словах Алёша, серёжками, лучше, Алёшками.
Ваш комментарий к уроку