КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс - О. Е. Курлыгина 2017


Твёрдые и мягкие согласные звуки. Ь показатель мягкости согласного

1. Отметь ✔ строку, в которой перечислены только мягкие непарные согласные звуки. Отметь χ строку, в которой перечислены только твёрдые непарные согласные звуки.

□ [з’] [в’] [ь]

□ [ж] [х] [щ]

□ [ч’] [щ’] [й’]

□ [ц] [ш] [ж]

□ [л’] [й’] [ф’]

2. Запиши в первый столбик слова, в которых все согласные звуки твёрдые, а во второй — слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Синий, школа, линия, малыши, пастух, сильнее, парус, теперь, деньги, ландыш, клоун, цирк, чаща.

3. Произнеси слова. Подчеркни одной чертой букву д, которая обозначает твёрдый согласный звук, а двумя чертами — букву д, которая обозначает мягкий согласный.

Дерево, дуб, подруга, добрый, другой, одеяло, дежурный, дятел, доделать, подошёл, подарок, удивил, задел, погода, дедушка, вдруг, водопровод, водитель.

4. Прочитай пословицы. Подчеркни в словах буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Когда всё вкривь да вкось — хоть брось. Лучше мало делать, чем много говорить. Повторять да учить — ум точить. Семь раз отмерь и восемь раз проверь — будет меньше потерь.

Выпиши слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

* Найди среди записанных слов антонимы, подчеркни их.

5. Образуй ласковые имена по образцу.

Даша — Дашенька, Маша — ..., Коля — ..., Катя — ..., Боря — ..., Настя — ...

6. Прочитай слова. Замени в каждом слове последний звук на парный мягкий. Запиши слова, которые получились.

Брат, жар, угол, шест, ел, стал, трон, ест, готов, мел, хор, кон.

7*. Запиши слова в два столбика.

Богатый, сугроб, яблоня, рябь, берёза, голубь, собака, спасибо, обида, трубка, воробей, декабрь, мебель, рабочий, бубенчик, прорубь, рябина.

[б] ...

[б’] ...

Покажи цифрой, сколько слов не попали ни в один столбик. ___________________

Выпиши слово, которое записано в оба столбика. ...

8. Вставь пропущенные буквы. Запиши однокоренные слова группами.

Бол..., учител..., пал...тишко, учител...ница, бол...ница, мел...ница, бол...ной, болезн..., бол...ничный, учител...ская, пал...то, мел...ник, мел...ничный, пал...товая.

9. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в два столбика.

Ал...бом, портфел..., мыл...ница, ран...ше, карас..., мен...ше, скол...зит, гор...кий, встан..., голуб..., тол...ко, л...няной, мал...чики, тетрад..., олен..., ждат... .

Какое слово попало в оба столбика? ...

10*. В каждую пару предложений вставь подходящие по смыслу слова, различающиеся одной буквой.

Учительница взяла в руки ... Корабль сел на ...

Тигрёнок вырос и ... большим тигром. ... варят на больших заводах.

Ольга просила не ... её книгу. Мой ... живёт в Москве.

Малыш ... кашу. ... растёт под окном.

Шкаф поставили в ... комнаты. Шахтёры добывают ...

Покажи цифрой, сколько всего слов с мягким знаком в этих предложениях. ...

Автор: О. Е. Курлыгина