КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс - О. Е. Курлыгина 2017


Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

1. Объясни значения слов с помощью однокоренных слов-названий действий и закончи предложения. В записанных словах обозначь ударение и подчеркни сочетание ча или ща.

Крикун — это тот, кто привык ...

Озорник — это тот, кто любит ...

Ворчун — это тот, кто привык ...

Восхитительный — способный ...

2. Подбери слова, которые передают звуки, издаваемые животными. Впиши их в предложения. Подчеркни в словах буквосочетания ча — ща.

Коровы ...

Львы ...

Мыши ...

Рыбы ...

* Что оказалось на каждой строке? Отметь ответ ✔.

□ второстепенные члены предложения

□ группа слов

□ главные члены предложения

3*. Прочитай загадки и впиши в слова буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу. Отгадай загадки и впиши отгадки в кроссворд.

1. «Ухва...-ка! Прогло...-ка!» —

  Щёлкает зубами ... .

2. Хоть на холоде лежат,

  Но от стужи не дрожат.

  Пусть ветер и вода све... —

  На пляже нежатся ... .

3. Без труда залез в кув...н

  И обратно вылез ... .

4. Без ног стоит, огород сторо...т,

  Птицы боятся — на грядки не садятся.

5. Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

  Я полезной быть хо...!

  Лампы нет — я посве...

6. Эта снежная пу...нка —

  Серебристая ... .

7. На колёсах у ма...ны

  Есть резиновые ... .

8. ...ю выпить я хо... —

  Воду в нём прокипя...

Раскрась в словах кроссворда клетки с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

4. Заполни пропуски в словах буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

В ...лане ...ли мы...,

В избушке — ры...й кот.

И вот ре...ли мы...

По...ть наоборот.

Запрём кота в ...лане,

А сами в поздний ...с

Мы в дом пи...ть полезем,

Сгрызём ...жой запас.

Вот так кри...ли мы...,

А мы должны узнать,

Как эти сочетания

Правильно писать.

(Е. Солдатова)

5. Вставь в слова для справок сочетание ча или ща. Дополни предложения, вписав эти слова на место пропусков.

Слова для справок: подклю...ть, сту...ть, уго...ет, обра...й, обмель...ла, подме...ть, пром...ться, зву_____________________________________ ...ть.

1) Эта река была полноводной, а теперь ...

2) Внимательный человек умеет многое ...

3) Дятел может очень долго ... по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.

4) Гостеприимный хозяин от всей души ... гостей.

5) Чтобы не беспокоить соседей в поздний час, музыка должна ... тихо.

6) ... бытовую технику нужно по инструкции.

7) ... внимание на безударные гласные!

8) Моя мечта — ... на тройке по зимнему лесу.

Подчеркни слова с сочетаниями чк, чт.

6. Измени каждое слово-название действия по образцу. Рядом запиши проверочное слово для гласной буквы в корне.

Образец: рассказать — расскажи (рассказ).

Связать — ...

Держать — ...

Писать — ...

Спешить — ...

Плясать — ...

7. Чтобы восстановить смысл предложений, впиши вместо слов в скобках родственные им слова-названия признаков в нужной форме.

(Мрак) ... облако накрыло тенью лужайку.

(Аптека) ... ромашка растёт вдоль дорог.

В магазине продаются (молоко) ... продукты.

Я хорошо пишу заглавные и (строка) ... буквы.

(Сказка) ... герои всегда умны и находчивы.

(Рука) ... белка взобралась ко мне на плечо.

Город Тула — это (пряник) ... столица России.

(Сливки) ... мороженое очень вкусное.

8. Прочитай слова. Выпиши только названия предметов с уменьшительно-ласкательным значением. Вставь, где нужно, мягкий знак. Подчеркни орфограммы — буквосочетания с шипящими.

Спич...ки, ласточ...ки, пал...чики, колеч...ки, девоч...ка, троеч...ка, пон...чик, колюч...ка, птен_____________ ...чик, удоч...ка, туч...ка, крол...чата, платоч... ки, стрелой...ка, колокол...чик, мал...чик, точ...ка, стул...чик, лодоч...ка, одуван...чик.

9. Спиши, вставляя и подчёркивая пропущенные буквосочетания чк, чн, щн, нщ.

Помо...ица, со...ый, ово...ой, хи...ик, гре...евая, коле...о, изя...ый,бараба...ик, бабо...а, круже...а, каме...ик, мо...ый, игруше...ый, вну...а.

С любым словом составь предложение и запиши его.

10*. Прочитай. От выделенных слов-названий предметов образуй слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запиши предложения с новыми словами.

На старом пне растут грибы.

Зелёная ёлка — это символ Нового года.

У маленького ежа иголки ещё мягкие.

Снесла курица яйцо не простое, а золотое.

Шла лиса по дороге, нашла скалку.

Золотое яблоко по серебряному блюдцу катится. Мала туча, да воды куча.

Подчеркни буквосочетания с шипящими, которые являются орфограммами.

Автор: О. Е. Курлыгина