КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс - О. Е. Курлыгина 2017
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
1. Объясни значения слов с помощью однокоренных слов-названий действий и закончи предложения. В записанных словах обозначь ударение и подчеркни сочетание ча или ща.
Крикун — это тот, кто привык ...
Озорник — это тот, кто любит ...
Ворчун — это тот, кто привык ...
Восхитительный — способный ...
2. Подбери слова, которые передают звуки, издаваемые животными. Впиши их в предложения. Подчеркни в словах буквосочетания ча — ща.
Коровы ...
Львы ...
Мыши ...
Рыбы ...
* Что оказалось на каждой строке? Отметь ответ ✔.
□ второстепенные члены предложения
□ группа слов
□ главные члены предложения
3*. Прочитай загадки и впиши в слова буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу. Отгадай загадки и впиши отгадки в кроссворд.
1. «Ухва...-ка! Прогло...-ка!» —
Щёлкает зубами ... .
2. Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветер и вода све... —
На пляже нежатся ... .
3. Без труда залез в кув...н
И обратно вылез ... .
4. Без ног стоит, огород сторо...т,
Птицы боятся — на грядки не садятся.
5. Голова огнём пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хо...!
Лампы нет — я посве...
6. Эта снежная пу...нка —
Серебристая ... .
7. На колёсах у ма...ны
Есть резиновые ... .
8. ...ю выпить я хо... —
Воду в нём прокипя...
Раскрась в словах кроссворда клетки с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
4. Заполни пропуски в словах буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.
В ...лане ...ли мы...,
В избушке — ры...й кот.
И вот ре...ли мы...
По...ть наоборот.
Запрём кота в ...лане,
А сами в поздний ...с
Мы в дом пи...ть полезем,
Сгрызём ...жой запас.
Вот так кри...ли мы...,
А мы должны узнать,
Как эти сочетания
Правильно писать.
(Е. Солдатова)
5. Вставь в слова для справок сочетание ча или ща. Дополни предложения, вписав эти слова на место пропусков.
Слова для справок: подклю...ть, сту...ть, уго...ет, обра...й, обмель...ла, подме...ть, пром...ться, зву_____________________________________ ...ть.
1) Эта река была полноводной, а теперь ...
2) Внимательный человек умеет многое ...
3) Дятел может очень долго ... по стволу дерева, чтобы извлечь жучков из-под коры.
4) Гостеприимный хозяин от всей души ... гостей.
5) Чтобы не беспокоить соседей в поздний час, музыка должна ... тихо.
6) ... бытовую технику нужно по инструкции.
7) ... внимание на безударные гласные!
8) Моя мечта — ... на тройке по зимнему лесу.
Подчеркни слова с сочетаниями чк, чт.
6. Измени каждое слово-название действия по образцу. Рядом запиши проверочное слово для гласной буквы в корне.
Образец: рассказать — расскажи (рассказ).
Связать — ...
Держать — ...
Писать — ...
Спешить — ...
Плясать — ...
7. Чтобы восстановить смысл предложений, впиши вместо слов в скобках родственные им слова-названия признаков в нужной форме.
(Мрак) ... облако накрыло тенью лужайку.
(Аптека) ... ромашка растёт вдоль дорог.
В магазине продаются (молоко) ... продукты.
Я хорошо пишу заглавные и (строка) ... буквы.
(Сказка) ... герои всегда умны и находчивы.
(Рука) ... белка взобралась ко мне на плечо.
Город Тула — это (пряник) ... столица России.
(Сливки) ... мороженое очень вкусное.
8. Прочитай слова. Выпиши только названия предметов с уменьшительно-ласкательным значением. Вставь, где нужно, мягкий знак. Подчеркни орфограммы — буквосочетания с шипящими.
Спич...ки, ласточ...ки, пал...чики, колеч...ки, девоч...ка, троеч...ка, пон...чик, колюч...ка, птен_____________ ...чик, удоч...ка, туч...ка, крол...чата, платоч... ки, стрелой...ка, колокол...чик, мал...чик, точ...ка, стул...чик, лодоч...ка, одуван...чик.
9. Спиши, вставляя и подчёркивая пропущенные буквосочетания чк, чн, щн, нщ.
Помо...ица, со...ый, ово...ой, хи...ик, гре...евая, коле...о, изя...ый,бараба...ик, бабо...а, круже...а, каме...ик, мо...ый, игруше...ый, вну...а.
С любым словом составь предложение и запиши его.
10*. Прочитай. От выделенных слов-названий предметов образуй слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запиши предложения с новыми словами.
На старом пне растут грибы.
Зелёная ёлка — это символ Нового года.
У маленького ежа иголки ещё мягкие.
Снесла курица яйцо не простое, а золотое.
Шла лиса по дороге, нашла скалку.
Золотое яблоко по серебряному блюдцу катится. Мала туча, да воды куча.
Подчеркни буквосочетания с шипящими, которые являются орфограммами.
Автор: О. Е. Курлыгина